Чего боятся россияне предпенсионного возраста: не старости, а бедности

[Обзор прессы]

На январь 2021 года в России проживало 36,9 миллиона человек старше трудоспособного возраста (мужчин — 11,1 миллиона, женщин — 25,8 миллиона). Из них около 15 миллионов человек — это люди в возрасте до 65 лет. Особенность именно этого поколения новых пенсионеров в том, что на пенсию выходят люди, зрелость которых пришлась уже не на Советский Союз, а на современную Россию и новую экономику. Это люди более продвинутые. Они больше ориентированы на переобучение, адаптацию к изменениям, продолжение занятости.

«Такие дела» поговорили о стратегиях жизни с теми, кто только пересекает отметку так называемого серебряного возраста. В статье мы используем материалы исследования «Оценка благополучия старшего поколения», подготовленного аналитической платформой «Если быть точным» фонда «Нужна помощь» на основе открытых статистических данных.

Подготовились как смогли

Последние пять лет петербуржцы Марина и Сергей Беловы готовились к бедности. Капитально вложились в стоматологию, поменяли машину, сделали ремонт в квартире, благоустроили старую дачу. Мотив этих действий — денег скоро не станет. Оба уже достигли пенсионного возраста, но проработали еще по пять лет. Марина — биохимик-лаборант в больнице. Сергей — гидролог, редкий востребованный специалист старой школы. Прошлой весной оба ушли на пенсию окончательно. Сергей иногда еще продолжает консультировать, но от работы «в полях» и командировок в труднодоступные районы отказался совсем.

Беловы активно готовились к тому, что сохранять прежний образ жизни с путешествиями и крупными покупками не получится, даже несмотря на сбережения. Денег скоро станет хватать только на самое необходимое. «У нас была мысль продать нашу трехкомнатную квартиру, купить себе что-то поменьше, а деньги частично поделить между двумя детьми и отложить на старость. Но потом мы подумали, что половину жизни мотались по общежитиям и коммуналкам и заслужили на старости лет жить по-человечески. Сыну мы и так помогли решить квартирный вопрос. Пока, как и раньше, помогаем деньгами младшей дочке. Но надо думать и о себе». Полгода — с апреля по сентябрь — Беловы проводят на даче. Так получается тратить меньше, чем в городе.

Разные источники дают разнообразные оценки планов людей продолжать или не продолжать работать на пенсии, поясняют аналитики «Если быть точным». На платформе агрегирована и систематизирована проверенная статистика социальных проблем по всем регионам России, которая есть у Росстата, региональных исследовательских центров, ведомств и учреждений. «Такие дела» запросили информацию обо всем, что связано с молодыми пенсионерами до 65 лет, их планами на жизнь и работу.

По версии фонда «Общественное мнение», в 2017 году продолжать работать, выйдя на пенсию, планировали 76% россиян. В более свежем исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения говорится, что только один из пяти россиян собирается продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Согласно опросу Superjob, более половины населения предпенсионного возраста планирует работать после выхода на пенсию.

На практике работать на пенсии продолжают примерно 40% россиян. По оценкам Высшей школы экономики, за последние десять лет удельный вес занятых среди пенсионеров по старости увеличился примерно в 1,5 раза. Основной мотив — экономический. Люди прямо говорят, что не смогут прожить на пенсию и намерены трудиться, пока есть силы. Хотя за последние 15 лет средний размер пенсии в России вырос в 3 раза, но сегодня она составляет только 31% от средней зарплаты. А в позднесоветский период этот показатель был 45,6%.

В течение первых пяти пенсионных лет сохраняют занятость 52% женщин и 38% мужчин, но в следующее пятилетие этот показатель сокращается сразу вдвое.

Главная причина, по которой люди не продолжают работать после выхода на пенсию, — проблемы со здоровьем. В 2019 году уровень занятости мужчин перед пенсией (55—59 лет) составлял 77%, после выхода на пенсию (60—69 лет) — 30%, женщин перед пенсией (50 лет — 54 года) — 84%, после выхода на пенсию (55—59 лет) — 55%.

В среднем после выхода на пенсию люди продолжают работать 6,4 года. Мужчины работают по большей части до 63 лет, женщины — до 60 лет.

Лег и умер

«Я бы ушла с работы сразу, как подошел возраст. У меня много увлечений. Я нашла бы чем заниматься. Но жить-то на что? У меня пенсия — 15 тысяч, и это с северным коэффициентом», — сокрушается мурманчанка Ирина Ценаева. Ей 56 лет. Право на пенсию она получила еще в 50 лет как житель района Крайнего Севера, но работать планирует минимум до 60. Ирина — бухгалтер в рыбной компании. Пока на увольнение ей даже не намекают.

Основная пенсионная стратегия россиян — работать, пока есть силы, и желательно на том же месте, где они работали до выхода на пенсию. При новом трудоустройстве человека старшего возраста, как правило, ожидает падение заработка в среднем в 1,5 раза. Если до выхода на пенсию человек занимал руководящий пост, занимался высококвалифицированным трудом или, наоборот, был низкоквалифицированным рабочим, то велика вероятность, что он останется в этой категории. Сложнее с новой работой будет среднему персоналу. Тем, кто работал на массовых должностях, — условным бухгалтерам и инспекторам по кадрам. Они вынуждены соглашаться на менее квалифицированную работу, почти наверняка потеряют в заработной плате и, очень вероятно, будут работать неофициально. По оценкам Росстата, в неформальном секторе сегодня занято примерно 1,5 миллиона пенсионеров (18,5% от всех занятых).

Обычно мы обсуждаем дискриминацию женщин работодателями. Женщинам чаще отказывают в трудоустройстве по скрытым гендерным причинам, они получают зарплату меньше мужчин на равных позициях с одинаковым функционалом. Но в старшем возрасте ситуация меняется.

У женщин раннего пенсионного возраста шансов найти работу гораздо больше, чем у мужчин, считает бизнес-психолог Светлана Комарова. Она много лет возглавляла HR-направление в крупных компаниях и наблюдала эти муки трудоустройства и как работодатель, и как карьерный консультант. Если женщины с возрастом довольно долго не теряют энергии, то мужчины часто резко «гаснут» после 60, говорит Комарова. На собеседования приходят унылыми, с потухшим взором, не скрывая, как им не нравится все происходящее, и терпят неудачу за неудачей.

«А женщины в предпенсионном и раннем пенсионном возрасте более работоспособны, они уже пережили климакс, вырастили детей, они активны, готовы учиться новому и носятся по разным курсам. Поэтому при прочих равных женщину 57—60 лет возьмут на работу охотнее, чем мужчину-ровесника», — отмечает Комарова.

У мужчин в России доходы из-за возраста сокращаются быстрее, чем у женщин: уже в 45—55 лет они зарабатывают на 15% меньше, чем их коллеги 35—44 лет, а после 55 лет — еще на 22% меньше. Женщины сталкиваются с возрастной дискриминацией, лишь достигнув пенсионного возраста: с 55 лет их заработки сокращаются по сравнению с более молодыми коллегами на 16%, с 65 лет — еще на 20%.

Мужчинам с раннего детства объясняют, что его ключевая функция — работа и обеспечение семьи. В этом случае у человека с выходом на пенсию теряется смысл жизни. Он выполнил функцию и больше не нужен. Программа закончилась: game over.

«Но в 60 лет жизнь не заканчивается. А дальше это выбор каждого человека: найти новые смыслы или помирать. К сожалению, мужчины в России чаще выбирают помирать и активно это делают, что видно по продолжительности жизни», — отмечает Комарова. Возможно, со временем ситуация изменится. Сейчас уже люди все чаще понимают, что цели и увлечения могут лежать вне работы. И параллельно с 94-м вариантом презентации можно делать еще что-то осмысленное: писать книжку, выращивать фиалки, консультировать, готовиться к марафону.

Новая жизнь

«Несколько лет назад на карьерную консультацию ко мне пришла женщина в 61 год. Настрой у меня был скептический: ну какая карьера в таком возрасте? Но мы с ней сели и стали чертить схемы, на что она способна, чем может заниматься. Оказалось, она очень хороший нормировщик и понимает экономику процессов. Я дала ей рекомендацию попробовать себя в качестве эксперта, пробиваться в консалтинг. Через два года она мне написала, что смогла устроиться в небольшую консалтинговую компанию. Оттуда ее переманили клиенты в более крупную фирму. И в 63 года она стала зарабатывать больше, чем когда-либо за всю свою трудовую жизнь. Это, конечно, исключение. Но оно показывает, что так тоже бывает. Не надо ставить на себе крест», — уверена Светлана Комарова.

Думать о том, как и чем жить в старшем возрасте, она сама начала еще лет десять назад. Сейчас как раз приближается пенсионный возраст. «Я несколько лет готовилась с к тому, чтобы уйти из корпоративного мира. “Рыхлила” почву. Получала дополнительную специализацию. И я в деньгах только выиграла в итоге. Несмотря на все высокие управленческие должности, я хорошо понимала, что в 50+ как управленец я буду меньше востребована, чем как эксперт».

Светлана говорит, что для нее катализатором изменений стало четкое понимание, что она просто не может позволить себе не работать. Ведь только один из необходимых препаратов, которые она регулярно принимает по состоянию здоровья, стоит около 20 тысяч рублей. Больше, чем средняя пенсия.

Ирина Ценаева очень жалеет, что думать о жизни на пенсии стала слишком поздно. И сама себя лишила запаса времени. Год назад она вложилась в квартиру в строящемся доме в Ярославле. Думает перебираться в среднюю полосу из Заполярья. Чувствует, что длинные полярные ночи сказываются на ее здоровье. Хотя расставаться с любимой северной природой не очень хочет. Жизнь в Москве и Петербурге даже не рассматривала — слишком дорого. Сейчас понимает, что еще лет пять назад могла бы позволить себе взять ипотеку и выбрать новое место жительства более свободно.

Игры для мегаполисов

Нынешние молодые пенсионеры — совсем другое поколение, чем их родители. Для многих людей после 50 лет сейчас начинается новая жизнь, в один голос утверждают эксперты, опрошенные ТД. Как будто люди выполнили какую-то обязательную программу и решают, что дальше живут как хотят. У них много энергии. Они хотят на пенсию, чтобы наконец заняться тем, на что раньше не хватало времени. Но расслоения среди новых старших стало больше.

«И надо прилагать усилия, чтобы заново найти смысл жизни, — отмечает Татьяна Дроздова, социальная предпринимательница, активистка, соосновательница Young Old Lab — лаборатории проектов для старшего возраста. — Люди в России живут очень разные. Но в крупных городах видно, что появляется запрос на свободу выбирать образ жизни, реализовывать себя в творчестве, создавать и включаться в сообщества, иногда даже искать другой визуальный образ и стиль одежды. Есть запрос на то, чтобы после развода заново искать любовь, открыто говорить о сексе, позволять себе свободу интимной жизни».

«Действительно, постепенно происходит сдвиг к либерализации старости. Тренд приходит с Запада. Третий возраст начинают рассматривать как уникальный период жизни человека. Старость — это не про дожитие, это новая жизнь, — разъясняет современный подход Дарья Просянюк, аналитик проекта «Если быть точным». — Именно из этой концепции исходят все проекты про активное долголетие. Серебряный возраст открывает новые возможности. У человека появляются новые интересы и новые шансы».

«Единственная проблема — эти программы подходят для людей с активной жизненной позицией. Но они и так находят себе занятие на пенсии. Те, кто в пассиве, туда не встроятся и останутся в стороне. Если человек сидел у телевизора, он там и останется, — развивает тему Светлана Комарова. — В выигрыше оказываются люди творческих профессий и пристрастий. Например, увлекался мужчина всю жизнь выпиливанием или каким-то мастерством — он будет этим заниматься и дальше».

«У меня много увлечений. Но я не уверена, что на пенсии у меня будет финансовая возможность, к примеру, продолжать заниматься живописью в студии», — волнуется Ирина Ценаева. Осознание того, что доход скоро уменьшится, ее пугает.

Найти новые смыслы и увлечения на пенсии тоже получается не у всех. И здесь снова в проигрыше оказываются мужчины. Ирина Белова из Петербурга говорит, что на пенсии отлично себя чувствует. Купила льготный абонемент на фитнес, стала ходить в бассейн. Раньше при работе в ночные смены времени на это всегда не хватало. «Моя боль — муж, — признается она. — Без работы он потерялся. Приходится придумывать ему задания, чтобы он просто выходил из дома. Наверно, уговорю его завести собаку. Ходить со мной на занятия он отказывается».

Действительно, мужчин сложнее вовлечь в новые активности, подтверждает Татьяна Дроздова. В сообществе фестиваля «Young Old: новые старшие» значительно больше женщин. «Из-за традиционных представлений о маскулинности мужчинам бывает тяжелее справиться с вызовами старшего возраста. Досуговый репертуар узкий, потому что качественно отдыхать мало кто учился. Да и не вписываются театр и балет в мужскую картину мира, в конвенциональный набор из рыбалки и гаража. С внуками до какого-то возраста им не интересно. А потом дед сам уже не интересен внукам».

Изменения, которые мы обсуждаем, происходят медленно. И в основном пока видны только в крупных мегаполисах, считает Дарья Просянюк, аналитик проекта «Если быть точным». Возможностей для людей старшего возраста в регионах мало. И само представление о старшем поколении в провинции все еще старое: люди пожили, какие у них могут быть еще интересы? Внуки, огород и кроссворды. И, что удивительно, многие новые старшие там сами придерживаются этого мнения. Так что в регионах все меняется еще медленнее. Мало денег, мало досуга, мало возможностей. Остается только работать, пока есть силы.

Автор:
Римма Авшалумова
Источник:
Такие дела