В декабре прошлого года «Голос Череповца» рассказал об удивительном случае, который произошел в приюте «Милосердие» в Солманском. Под видом бездомного туда приехал «секретный миллионер» из Волгограда (участник одноименного шоу на ТВ). По условиям телепроекта он оказал помощь одному из постояльцев приюта – Николаю Тютикову, подарив ему 500 тысяч рублей на операцию. После выхода публикации в газете наши читатели спрашивали о судьбе мужчины, которому неожиданно улыбнулась удача.
«Добрый и общительный». Николай Тютиков попал в приют «Милосердие» три с лишним года назад. Помочь в решении его дальнейшей судьбы попросили работники социальной гостиницы.
— На тот момент у Николая не было документов, мы знали о нем только то, что травму головы, а у него там «вмятина» 14 сантиметров длиной, он получил в 2011 году, — рассказал нам директор ВРБОО «Социальный приют «Милосердие» Николай Белов. – Николай рассказывал, что, когда очнулся в больнице, не помнил вообще ничего: ни как его зовут, ни как получил травму. Возможно, упал или машина сбила. Каким-то образом удалось установить, что он учился в училище, подняли архивы, выяснили его имя-фамилию. Мы забрали Николая в приют, помогли восстановить паспорт, оформить группу инвалидности.
Известно, что Николай раньше жил в Череповце, работал дворником и рекламщиком. Воспитывался он в детском доме, своей семьи не было, есть сестра, но она живет далеко, на Украине. После тяжелой травмы мужчина не мог ориентироваться в пространстве, серьезно пострадали слух и речь.
— Но за три года произошли значительные подвижки, сейчас он разговаривает и его можно понять. Если говорить, стоя перед ним, то он все понимает, читает по губам, — продолжает Николай Белов. – Вообще Николай очень добрый, открытый, общительный. Я работаю не только директором, но и дворником, убираю два участка на улице Набережной. Большой необходимости в этом нет, но я хочу личным примером показывать нашим жильцам, что работать нужно. И Николай мне очень помогает в уборке территории, за что я плачу ему денежку.
У Николая эпилепсия, тяжелые приступы случаются с периодичностью в десять дней, сопровождаются судорогами, онемением рук или ног, головными болями. После каждого такого приступа мужчина несколько часов приходит в себя. В январе ему должны сделать операцию – за счет средств, которые выделил «секретный миллионер».
— Операция носит скорее эстетический характер, — поясняет Николай Белов. – Врач объяснил нам, что визуально «вмятина» на голове будет не так заметна. Операция нужна и для безопасности, ведь сейчас череп у Николая практически не защищен и любое падение может привести к трагическим последствиям.
Поженились в приюте. У каждого из жильцов приюта своя судьба. Многие стали бездомными вследствие пагубных пристрастий, другие оказались на улице, став жертвами «черных» риелторов.
— Недавно к нам привезли женщину со Щетинского, у нее сгорел дом, — рассказывает Николай Белов. – Муж топил печку, стало плохо с сердцем, она в это время в магазин ушла. Муж погиб, дом сгорел, женщина осталась на улице. У нее есть дочь, которая живет в другом городе, но она сказала, что заберет мать, когда та восстановит документы. Сейчас помогает ей получить новый паспорт, ведь без него и пенсию перечислить не могут. Есть люди, которые приходят из колонии. И хорошие, кто просто ошибся и попал за решетку в первый раз. А есть извращенные, испорченные жизнью, но мы всем даем шанс на реабилитацию, на спасение. У многих есть родственники, но они от них отказываются. Оправдываются со стыдом, не глядя в глаза, что не могут забрать отца или мать, потому что у самих дети маленькие, квартира небольшая. Ситуации бывают разные, я никого не осуждаю.
Прежняя жизнь некоторых жильцов так и остается загадкой. Например, шесть лет назад из ночлежки в Вологде в Солманское привезли женщину. Зовут Наташа.
— Она добрая, хорошая, но со странностями в поведении. Идет куда-нибудь или делает что-то и может впасть в ступор и простоять так, если ее не окликнуть, несколько часов, а потом не помнит ничего, — продолжает Николай. – Мы не можем понять, откуда она, и паспорт восстановить поэтому сложно, нет никаких данных. На теле у Наташи много ожогов, в том числе на руках следы от затушенных окурков. Что было в ее прежней жизни, женщина не помнит…
По правилам приюта, постояльцы должны отказаться от выпивки. Сделать это бывает непросто. Есть те, у кого происходят срывы раз в несколько месяцев, они уходят в запой, а потом возвращаются, худые, грязные и избитые, и умоляют взять их обратно. А некоторые не только получают шанс изменить свою жизнь, но и находят любовь!
— У нас две пары поженились в приюте, — говорит Николай Белов. – Первая пара – Евгений и Надежда, они у нас и познакомились. Оба выпивали раньше. Надежда периодически уезжала к дочери, где у нее подрастает внук. Жене мы помогли восстановить паспорт. У него золотые руки, пока не пьет – делает все на совесть. Встречались они долго, а потом мы предложили им оформить отношения. Помогли сыграть свадьбу, дали отдельную комнату в приюте. Они прекрасно живут сейчас. Она работает у нас на кухне, он ездит на шабашки. Не пьет уже много месяцев после свадьбы и вторая пара молодоженов, она – повар, он – уборщик. Смотришь на них – и душа радуется! Были у нас супруги Назаровы. Расписались в доме милосердия, а потом ушли. Сейчас снимают квартиру, он работает дворником и сантехником в управляющей компании, она родила дочь.
«В молодости жесткий был…» Своя история и у Николая Белова, директора приюта.
— Сам я череповецкий. Я обрусевший цыган, — объясняет мужчина. – Таких, как я, называют «безлошадники». Мать-алкоголичка, сидевшая много раз, в том числе за тунеядство. Воспитывала меня бабушка, которой я очень благодарен, она была ветераном труда. Именно бабушка заложила в меня хорошие основы. Хотя я в молодости жесткий был… И наркотики употреблял, и преступления совершал. Жизнь такая мерзкая была, что в какой-то момент хотел повеситься. Но Бог сохранил мне жизнь, вера спасла меня. И я решил служить людям.
Продолжение здесь