Главное о ковиде: тестирование, вызов врача, лечение, вакцинация

[Обзор прессы]

Председатель правительства Антон Кольцов обсуждает с врачами вопросы организации работы в медучреждениях в период пандемии.
Фото Игоря Аксеновского

Коронавирусная инфекция продолжает оставаться главной темой, которая волнует жителей Вологодчины. Вопросов по тестированию, работе поликлиник, бригад скорой помощи, стартовавшей вакцинации не становится меньше. На самые частые из них мы попросили ответить председателя правительства области, первого заместителя губернатора Антона Кольцова. По первому образованию он врач и сейчас практически в ручном режиме регулирует работу системы здравоохранения региона.

Антон Кольцов лично инспектирует работу моногоспиталей, в том числе и «красную зону». 
| Скриншот с видео 35ТВ 

Решение - за врачом

- Антон Викторович, самый распространенный вопрос касается тестов. Люди считают, что их делают мало. Часто, если в семье кто-то заболел, не делают тестов другим членам семьи: говорят, что нет показаний к назначению ПЦР-теста. Кому стопроцентно обязаны сделать тест?

- Есть несколько категорий, которым тесты делают в обязательном порядке. Это:

• контактные лица по коронавирусной инфекции с признаками ОРВИ;

• граждане в возрасте 65+ с признаками ОРВИ;

• лица с хроническими заболеваниями с признаками ОРВИ;

• пациенты с диагнозом «внебольничная пневмония»;

• приехавшие из-за рубежа с признаками ОРВИ. А вот граждане, прибывшие из-за границы без признаков ОРВИ, обязаны сделать тест за свой счет.

Также мы делаем тесты медицинским, социальным работникам и людям с признаками ОРВИ в закрытых учреждениях, таких, как детские дома и дома престарелых.

Во всех остальных случаях решение о назначении теста принимает врач исходя из конкретных симптомов и состояния контактного лица или лица, обратившегося за помощью в медучреждение.

- Сколько тестов проводится ежедневно?

- Около 4 000 в сутки. За всю кампанию с начала пандемии мы сделали 750 тысяч тестов. Это не 750 тысяч человек, потому что есть повторные тесты. Но это гораздо больше, чем в ряде соседних регионов. Конечно, надо смотреть удельный показатель исходя из расчета на 100 тысяч населения. У нас это 64 000 тестов, и по этому показателю мы занимаем 21-е место в стране.

Нагрузка на лаборатории очень высокая. У нас пять лабораторий: три - в лечебных учреждениях (Вологодская городская поликлиника № 1, Медсанчасть «Северсталь» в Череповце и ЦРБ Великого Устюга), они делают до двух тысяч тестов в сутки. Еще лаборатория Роспотребнадзора в Вологде делает около тысячи тестов. Пятая лаборатория, частная, исследует до 800 тестов.

Чтобы увеличить мощность лабораторий, мы закупили пять амплификаторов - приборов, с помощью которых проводят исследование ПЦР-тестов (три - в Вологде, два - в Череповце). Шестой амплификатор покупаем в январе для великоустюгской лаборатории. Это позволит нам увеличить объем тестирования еще на 400 тестов в сутки.

По данным ИФА-анализа (анализ на антитела), а в области провели около 40 тысяч исследований жителей, официально не болевших ковидом, количество граждан, у которых выявляются антитела, - порядка 7,5%. Если к ним добавить тех, кто переболел, а у этой категории, как правило, вырабатываются антитела, то общий уровень будет около 10%.

- Удается ли выполнять поручение главы Роспотребнадзора Анны Поповой о том, чтобы результаты теста появлялись в течение 48 часов?

- Мы близки к тому, чтобы выполнять это требование. На сегодняшний день 70% результатов выдаем в течение двух суток.

- Сам процесс исследования долгий?

- Тестирование состоит из двух основных этапов: пробоподготовки и непосредственно процесса исследования. Весь период занимает от шести до восьми часов. Двое суток дается потому, что материал надо забрать, транспортировать, оформить документы, так что 48 часов - это очень короткий промежуток времени.

Кстати, чтобы максимально сократить это время, мы закупили две автоматические станции для пробоподготовки каждая стоимостью 6,5 миллиона рублей. Сейчас у нас лаборанты готовят пробы не вручную, этот процесс автоматизирован. Это и сокращает время, и снижает риск заражения лаборантов, и уменьшает количество ложных проб.

Мы создали интегрированную информационную систему «Ковид-19». В ней работают все лечебные учреждения, которые делают забор материала, а также лаборатории, которые проводят исследования и выдают ответ. Система интегрирована с региональным порталом Госуслуг, где в разделе «Получение данных по тестированию на ковид» можно, введя дату рождения и номер пробы, получить результат.

Из этой же базы получает информацию Роспотребнадзор. По каждому положительному тесту его сотрудники проводят эпидемическое расследование, выявляют контактных лиц.

- Как решается вопрос с доставкой тестов из районов?

- Понятно, что в районах идет некоторый процесс накопления проб. Однако общее требование для всех медицинских учреждений заключается в том, чтобы период от забора пробы до доставки в лабораторию не превышал 12 часов.

Кстати, мы не только создали возможность получить результаты на региональном портале Госуслуг, но и подключили к этой системе SMS-информирование. Все пациенты с положительным результатом анализа получат SMS-сообщение. Такое же SMS будет приходить и контактным лицам с напоминанием о требовании соблюдать режим самоизоляции.

Нет единого протокола

- Еще один важный вопрос касается бесплатных лекарств. Было анонсировано, что их получат все амбулаторные больные. Даже была озвучена его стоимость - чуть более семи тысяч рублей, назван состав лекарственных препаратов. На деле все оказалось иначе: люди пишут, что и лекарства совсем не те, и стоимость их далека от заявленной. Как это можно объяснить? 

- Универсального набора лекарственных препаратов нет и быть не может. Важно понимать, что лекарственное обеспечение больного осуществляется только при подтвержденном ковиде. Набор конкретных препаратов определяет лечащий врач исходя из симптоматики и тяжести протекания болезни.

Из федерального бюджета Вологодской области выделено 68 миллионов рублей на обеспечение амбулаторных больных лекарственными препаратами. Все контракты заключены, на 40 миллионов рублей лекарства уже поставлены: это и антикоагулянты, и жаропонижающие средства, и противовирусные препараты, и антибиотики. Перебои с поставками пока только по «Гриппферону».

- Насколько я понимаю, не существует единого протокола лечения ковида. Мы общались с коллегами-медиками, они приводили примеры, когда только третья схема набора лекарственных препаратов давала положительный эффект при лечении.

- Действительно, все переносят болезнь по-разному. Есть рекомендации Минздрава, как лечить ковид, и наши медики их придерживаются. Но реакция организма и на болезнь, и на действие лекарственных препаратов индивидуальна. Специфика есть у каждого пациента, на нее и обращает внимание лечащий врач. Было бы очень просто взять и всем разослать протокол лечения, но, к сожалению, это невозможно. Состояние пациента может улучшаться, а может и утяжеляться, и в этом случае тоже необходимо менять тактику лечения вплоть до госпитализации.

Мы должны выдавать лекарства в течение суток с момента их назначения врачом. Это очень сложно организовать технически, но мы к этому стремимся. Сейчас около 80% пациентов получает препараты в течение первых суток.

Четыре основных показателя: это сатурация (93 и ниже), частота дыхания в минуту (22 и выше), температура (38 и выше). Причем здесь даже не учитывается степень поражения легких, она может быть и небольшой, но если клинические показатели соответствуют тем, что я назвал, то пациента должны госпитализировать. Во всех остальных случаях решение принимает лечащий врач.

Антон КОЛЬЦОВ, 
первый заместитель губернатора, председатель правительства области

- В районах часто можно прочитать жалобы на нехватку лекарств. Если у человека поставлен диагноз, у него был врач и назначил лечение, но лекарства так никто и не принес, то куда человеку обращаться?

- Звонить в поликлинику или на номер 122.

Кому звонить, куда бежать

- Антон Викторович, многих людей запутали: «скорая помощь», «неотложная помощь». Кому звонить, куда бежать? Давайте доходчиво объясним людям, с какими симптомами и куда надо обращаться за медицинской помощью.

- Если у вас признаки ОРВИ, невыраженная симптоматика и температура ниже 38, отсутствуют одышка и озноб - вам надо самостоятельно идти в кабинет неотложной помощи в поликлинику. То есть в кабинет к терапевту, но тот, который отдельно выделен для больных с ОРВИ. Сегодня во многих поликлиниках даже сделаны отдельные входы, чтобы исключить контакт возможных зараженных ковидом с другими пациентами.

Второе состояние - когда вы вызываете врача на дом. Это температура 38 и выше, выраженная катаральная и респираторная симптоматика, озноб. Поликлиника сама определит, будет это участковый врач или бригада неотложной помощи при поликлинике. Звонить необходимо в поликлинику или на номер 122, откуда вас также переадресуют в колл-центр поликлиники.

Третье состояние - когда необходимо вызывать скорую помощь. Показания следующие: температура 38,5 градуса и выше или состояние, когда вы не можете обычными средствами сбить температуру. Это сильный озноб вплоть до судорожных состояний. И самое главное - нарушение дыхания, неприятные ощущения в грудной клетке.

Кареты скорой помощи заточены на купирование острых состояний. Неотложная помощь - это поликлиническое звено. Очень важно, чтобы наши граждане понимали эту разницу и не злоупотребляли вызовом скорой помощи. У нас в Вологде в том числе из-за этого бригад скорой помощи приходилось ждать по шесть часов и больше. Сегодня мы этот процесс отрегулировали.

5 500
медицинских работников, включая поликлиническое звено, задействованы «на ковид».

- В каком режиме работают бригады неотложной помощи?

- Объем запросов на эту помощь резко увеличился. Неотложная помощь - это быстрая помощь при поликлинике, в том числе по оценке состояния пациента. Фельдшер может приехать, померять сатурацию, и если она 93 и ниже, то он вызовет скорую, потому что это однозначный показатель к госпитализации.
Нам пришлось резко увеличить объем неотложной помощи: мы добавили в наши медучреждения 102 медицинских работника, предоставили дополнительно 83 автомобиля. Это машины правительства области, муниципалитетов, социальной защиты, помогают бизнес и волонтеры. Создан диспетчерский центр, который управляет этими автомобилями.

Ожидание неотложной помощи в октябре имело средний показатель в районе пяти-шести часов. Сейчас за счет всех этих решений нам удалось снизить среднее время ожидания врача до 3-3,5 часа. Но я подчеркиваю: это среднее время, бывают ситуации, когда приходится ждать больше.

- Поликлиники на сайтах вывесили номера телефонов, но дозвониться было невозможно. Как сейчас работают колл-центры?

- Давайте разделим работу колл-центров. Первое - это что касается федерального номера 8-800-200-93-88 и короткого номера 122. Сейчас там работают по сменам 16 человек. Работают с 8 до 20 часов, в ночное время идет запись обращений, они отрабатываются в первые два часа дежурства утренней смены. Уровень дозвонов по номеру 122 сегодня составляет 100%, быстрота дозвона - около 15 секунд, скорость переадресации в поликлинику - от 44 секунд до 1 минуты 15 секунд.

Теперь что касается поликлинических колл-центров. Не было достаточно персонала, и поликлиники не справились с валом обращений. У нас уровень дозвона в некоторых лечебных учреждениях составлял 30%, то есть 70% людей вообще не могли дозвониться. Что мы сделали? Во-первых, перевели все лечебные учреждения на цифровую телефонию и виртуальную АТС. Во-вторых, сделали многоканальные телефоны. 21 поликлинику ЦРБ перевели с аналоговой связи на «цифру». 

Но этого мало, надо, чтобы там сидели работники и отвечали на звонки. 92 человека дополнительно добавили в колл-центры поликлиник: это студенты, волонтеры, сотрудники администраций - все они прошли экспресс-обучение. В результате средний уровень дозвона до поликлиник сегодня составляет 87%. При этом в Вологде и Череповце лучше, а в некоторых ЦРБ - только около 60%. Но мы этот вопрос продолжаем решать.

О вакцинации

- Сейчас один из важных вопросов, который интересует людей, - это вакцинация. Какая вакцина придет в область? Когда начнется массовая вакцинация?

- Вакцинация уже началась. Сейчас область получила 1 042 дозы вакцины «Спутник V». Первым этапом идут медики, сфера образования и социальные работники. По мере поступления будем и дальше наращивать объемы. Перед тем как вакцинировать, мы берем у медиков тесты ИФА на антитела. Как вы, наверное, знаете, переболевшим людям прививаться нельзя. Также важно отметить, что прививка делается людям старше 18 лет и противопоказана беременным женщинам. 

В первый этап вакцинации по решению губернатора войдут волонтеры. Вторым этапом будут прививаться работники транспорта, сотрудники правоохранительных органов. Третий этап - массовая вакцинация. 

Низкий поклон врачам!

- Какое количество медицинских работников сегодня оказывает помощь пациентам с ковидом? 

- У нас сегодня шесть монопрофильных госпиталей: 810 коек в Вологде, 800 в Череповце и 25 коек в Великом Устюге. В этих моногоспиталях работают 630 медицинских работников - это врачи, медсестры и младший медицинский персонал.

- Этого количества персонала достаточно? И обеспечены ли госпитали оборудованием?

- Мы с начала этой кампании мобилизовали нарастающим итогом 360 медицинских работников, которые дали свое согласие на работе в «красной зоне». Конечно, без их поддержки мы бы не справились. Дефицит незначительный, но он всегда имеется, и мы его стараемся оперативно отрабатывать. 

Оборудования у нас имеется в достаточном количестве, с хорошим резервом. Это, безусловно, и тот парк, который был у нас, это поставки Минпромторга и помощь нашего бизнеса. По ИВЛ это компании «Плейрикс» и «Северсталь». Вообще бизнес очень сильно помогает в эту ковидную кампанию, в первую очередь такие крупные предприятия, как «Северсталь» и «ФосАгро».

- Эта пандемия в целом стала своего рода проверкой для нашего общества: это и действия властей, и участие бизнеса, и активность волонтеров.

- И, мне кажется, мы все вместе выдерживаем с честью эту проверку. Участие добровольцев, которых во время второй волны пандемии собрала в единый волонтерский центр партия «Единая Россия», играет очень важную роль. Посмотрите, они работают в колл-центрах, занимаются доставкой продуктов питания и других товаров людям, которые обязаны соблюдать самоизоляцию. Сегодня волонтеры активно включились в работу по доставке лекарств, многие делают это на своих машинах.

- Какую поддержку сегодня область оказывает врачам?

- Есть федеральные выплаты - непосредственно медицинскому персоналу, и по решению губернатора введены региональные выплаты, которые распространяются на те категории работников моногоспиталей, которые не попали в федеральный список. Вы знаете, что студенты федеральных вузов, которые работают в ковидных госпиталях, получают доплаты по решению Президента. Аналогичное решение принято на уровне региона для студентов медколледжей: они получают доплату в семь тысяч рублей. Также медики обеспечены санаторно-курортным лечением, горячим питанием.

- Какие планы вы выстраиваете на предстоящую весну?

- Первое - у нас есть определенные ограничения, которые адресованы всем жителям: масочный режим, санитарная обработка и социальное дистанцирование. Таковы реалии сегодняшнего дня. Такие простые вещи мы все должны осознавать: это очень влияет на распространение вируса. Второе - есть дополнительные ограничения, которые уже введены и действуют в некоторых сферах: в общепите, в сфере услуг. Сейчас главное - выполнять то, о чем мы уже договорились. Вторая задача - качественно лечить. Необходимо, чтобы хватало медикаментов, медперсонала, коек в моногоспиталях. И самое важное на перспективу - это вакцинация, в противном случае эта история не закончится.

Автор:
Дмитрий Погодин
Источник:
Красный север