Коррупция в тереме Деда Мороза: Как исчезают деньги в резиденции волшебника

[Обзор прессы]

Владимир Путин вышел из терема Деда Мороза, горожане встретили его аплодисментами и спросили, как тому живется. «Неплохо», – с улыбкой ответил глава государства. Визит президента в резиденцию Деда Мороза состоялся еще в январе 2008 года. Почти 13 лет спустя «Собеседник» констатирует: дела у главного символа Нового года идут... не сказочно.

Гибель хозяина

Утром 20 октября в реку Сухону возле населенного пункта Бобровское упал вертолет Robinson R44. На его борту находился бывший вице-губернатор Вологодской области Олег Васильев. Чиновник, а также пилот воздушного судна погибли на месте. В тот день чиновник должен был посетить Великий Устюг, где находится знаменитая резиденция Деда Мороза. В феврале Васильев возглавил АО «Дед Мороз», которое управляет вотчиной одного из символов Нового года.

Место падения вертолета // Фото: скриншот с видео МЧС

– Могу сказать об Олеге Васильеве только хорошее, он предпринимал какие-то шаги, пытался изменить все в лучшую сторону. Но случилась такая трагедия, – рассказал «Собеседнику» бывший депутат Заксобрания Вологодчины Николай Егоров.  

Изменять в тереме было что. В 1999 году был зарегистрирован товарный знак «Великий Устюг – Дед Мороз», права на который отошли ОАО «Дед Мороз». Учредителем юрлица с уставным капиталом 146 млн рублей стали три структуры: комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, комитет по управлению имуществом Вологодчины и ООО «Новаторский леспромхоз». 

Впоследствии «Дед Мороз» из ОАО превратился в АО. Неизменным многие годы оставалась лишь фигура директора компании. В 2002 году ей стала уроженка города Донецка Татьяна Муромцева. В 80-е годы она работала учителем, но затем перешла в ВЛКСМ, а в 90-е стала стала председателем Совета профсоюза работников народного образования и науки Великоустюгского района. В путинские годы женщина вступила в «Единую Россию» и от этой партии избралась депутатом Заксобрания Вологодской области по Великоустюгскому одномандатному избирательному округу № 9. 

Татьяна Муромцева // Фото: "ВКонтакте"

При Муромцевой АО «Дед Мороз» превратился в своего рода холдинг, объединив под своим крылом несколько компаний (почти все из них опять же возглавила Муромцева). Так, например, появилось ОАО «Почта Деда Мороза», занимающееся обработкой почтовой корреспонденции, экскурсиями, а также проведением праздников. Другими активами стали ассоциация «Отдых на родине Деда Мороза», ООО «Управляющая компания "Дед Мороз"» и НП «Друзья Деда Мороза в помощь детям». Все эти организации на сегодняшний день ликвидированы.

Из тех, что «остались в живых» – ООО «Дед Мороз-сервис», которое в свое время управлял проектом «Дом моды Деда Мороза». Это учреждение уже многие годы шьет одежду и аксессуары для главного зимнего волшебника и его друзей. Но в 2019 году вокруг проекта разгорелся громкий скандал, который сильно подмочил репутацию родины Деда Мороза.

Волшебника лишили туалета  

С 2003 года и до последних дней проектом руководила Вера Воробьева. Однако в феврале 2019-го ее уволили за утрату доверия, а «Дом моды Деда Мороза» решили передать под управление ООО «Дед Мороз сервис». 

«Тогда это была довольно резонансная история, но впоследствии были открыты другие проекты. Насколько известно, Вера Воробьева не осталась без работы», – сказал «Собеседнику» источник, знакомый с ситуацией.  

Региональные власти тогда назвали происходящее «реорганизацией», которая «даст толчок развитию проекта». Статьи под такими заголовками были опубликованы в федеральных СМИ.

«Реорганизация "КПЦ "Дом Деда Мороза" не окажет негативного влияния на развитие коммерчески успешного проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". Напротив, это даст толчок к его совершенствованию и развитию», – заявлял руководитель департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский. При этом чиновник был вынужден признать, что в результате реорганизации две трети сотрудников команды (порядка 50 человек) решили уволиться.  

Местные власти утверждали, что необходимо изъять государственное имущество, передать его в казну и оценить, а затем отдать в уставный капитал АО «Дед Мороз». «Известный на всю Россию проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза" продолжит активное развитие», – рапортовала пресс-служба областного правительства.  

Но региональное управление ФАС было настроено не так радостно. Антимонопольное ведомство нашло серьезные нарушения при изъятии имущества у «Культурно-просветительского центра "Дом Деда Мороза"» и его последующей передаче ООО «Дед Мороз-Сервис». Недовольство УФАС вызвал тот факт, что процедура прошла даже без проведения конкурса. По мнению ведомства, департамент имущественных отношений Вологодчины фактически оказал имущественную поддержку близкой к ней компании, которой и отошло все имущество. А это: терем Деда Мороза, тропа сказок и даже общественный туалет.

Антимонопольщики потребовали вернуть все имущество казенному учреждению и организовать проведение конкурса или аукциона на право заключения договора аренды. В ноябре этого года Арбитражный суд признал решение УФАС законным.  

Представитель департамента имущественных отношений Вологодской области посоветовал «Собеседнику» обратиться за комментарием в пресс-службу правительства региона. Там не ответили на наш запрос.  

Морозы-двойники

Надо сказать, что компаний с названием «Дед Мороз-Сервис» в Великом Устюге зарегистрировано целых две. Как сказано выше, одна – государственная, ее учредил АО «Дед Мороз», а возглавляла Муромцева. А вторая – частная, ее на себя оформила сама депутат от «Единой России». Именно частнику в 2019 году и отошло имущество новогоднего волшебника. Причем, всего за 829,7 тыс. рублей.  

Зачем же нужно создавать две организации с абсолютно одинаковыми наименованиями, которыми руководит один и тот же человек? Ответ на этот вопрос можно найти в контрактах, заключенных юрлицами.

Как выяснил «Собеседник», в 2019 году «Дед Мороз-сервис», принадлежащий Муромцевой, выиграл два тендера, объявленных администрацией Великоустюгского района. По условиям закупок победитель должен был организовать питание на выездных мероприятиях и официальных приемах делегаций, проводимых местными властями. Чиновники оказались не очень придирчивыми и составили примерное меню: завтрак, состоящий из бутербродов и выпечки; полноценный обед из первого (мясо, рыба с гарниром); ужин из салата, горячего, овощной и мясной нарезки.  

Обе закупки прошли на безальтернативной основе, и «Дед Мороз-сервис» был объявлен их победителем. Понятно, почему в тендерах участвовала компания-двойник. Если бы на тендер заявился другой «Дед Мороз-сервис», это было бы очень похоже на коррупцию: компания, учрежденная районной администрацией, побеждает в ею же объявленной госзакупке. А так все вроде бы в порядке.  

Формально в России работающим на постоянной основе депутатам запрещено заниматься бизнесом. Но к Муромцевой никто не предъявлял претензий за совмещение деятельности в местном Заксобрании с предпринимательством. Претензии возникли по другому поводу.

«Дед Мороз-Сервис», учрежденный непосредственно Муромцевой, в последние годы процветал. В 2019 году компания показала выручку в 82 млн рублей, а чистую прибыль – в 6,4 млн рублей, следует из данных СПАРК.  

А вот второй «Дед Мороз-Сервис», которым владеет комитет имущественных отношений Великоустюгского района и Департамент имущественных отношений Вологодчины, находился в стабильном убытке. За последние пять лет организация потеряла более 9 млн рублей, свидетельствуют данные все того же СПАРК.  

В убытке была и главная компания во всей этой структуре – АО «Дед Мороз». И это выглядит очень странно. В январе 2019-го губернатор Вологодчины Олег Кувшинников заявил, что за новогодние каникулы Великий Устюг посетили более 97 тыс. человек, а в целом турпоток в регионе вырос на 16% по сравнению с аналогичным показателем год назад. Эти данные входят в прямое противоречие с отчетностью «Деда Мороза». Так, в 2018-м компания показала небольшую прибыль (всего 277 тыс. рублей). А годом позже, когда турпоток существенно увеличился, ушла в убыток – причем, аж на 10 млн рублей. При этом траты на управленческие расходы в АО «Дед Мороз» росли все последние годы. В 2018 году они составили более 10 млн рублей. А вот в отчетности за 2019-й на этом месте стоит прочерк.  

В итоге в феврале 2020 года Муромцева была уволена с должности гендиректора «Деда Мороза». Ее место занял Олег Васильев, позже погибший в авиакатастрофе. 

Васильев с Дедом Морозом // Фото: "ВКонтакте"

В итоге временным гендиректором стала некая Ирина Курина, ранее не занимавшаяся бизнесом.

Схватили за бороду

А в октябре вотчину новогоднего волшебника сотряс новый скандал, когда силовики пришли к Муромцевой с обысками. Оперативные мероприятия прошли в квартире и на загородной даче депутата. В итоге против экс-главы «Деда Мороза» было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий (ч.1 ст.285 УК РФ). Суд избрал ей меру пресечения в виде запрета определенных действий.  

Муромцева продолжает участвовать в заседаниях Заксобрания Вологодчины, следует из протоколов сессий.  

Муромцева не ответила на звонки «Собеседника». Впрочем, по суду ей запрещено общение с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, в том числе сотрудниками АО «Дед Мороз», ООО «Дед Мороз» и департамента имущественных отношений. Фабула обвинения остается неизвестной.

В пресс-службе «Единой России» нам ответили, что решение об исключении Муромцевой из партии может быть принято только после обвинительного приговора.  

«5 ноября членство Татьяны Муромцевой в партии было приостановлено», – подчеркнули в пресс-службе.  

Когда стало известно о претензиях к депутату ЕР со стороны Следственного комитета и ФСБ, вологодские власти резко изменили свое мнение. Будто забыв свои же слова годичной давности, они назвали происходящее в резиденции Деда Мороза «стагнацией». По словам губернатора Кувшинникова, к проблемам привели неэффективный менеджмент, трения между собственниками объектов.  

«Личные амбиции руководителей стали превалировать над государственными интересами, что вызвало разногласия и конфликты», – говорилось в сообщении пресс-службы, опубликованном в октябре.  

В итоге администрация одобрила долгосрочную стратегию развития резиденции Деда Мороза в Великом Устюге. Там будет запущена масштабная модернизация как инфраструктуры, так и туристических программ, а сама вотчина войдет в формируемый Ростуризмом нацпроект по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Согласно концепции, резиденция станет центром туристического кластера федерального уровня.

Но спустя два месяца программа развития вновь стала вызывать вопросы. Прямо накануне новогодних каникул департамент имущественных отношений области выставил на аукцион «Дом моды Деда Мороза» и все его имущество. В список вошли сани, парик и даже борода волшебника.

Тем временем долги АО «Дед Мороз» уже требуют вернуть через суд. Соответствующие иски подали Росгвардия по Вологодской области, ООО «Электротеплосеть» и поставщик питьевой воды ООО «АкваЛайн».  

В пресс-службе «Деда Мороза» не ответили на наши многочисленные звонки. «Собеседник» направил PR-службе волшебника соответствующий запрос, ответа на него не поступило.

Справка

Официальный Дед Мороз появился в России за полтора года до прихода к власти Владимира Путина. Тогда, в ноябре 1998-го, был основан проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Его инициаторами стали тогдашние мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Вологодчины Вячеслав Позгалев. Основной миссией программы называлась «консолидация общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза – символ добра, надежды, мудрости и справедливости».

Вообще, родиной символа Нового года мог стать любой город, но выбор пал именно на Великий Устюг. Поговаривают, что руку к этому приложил сам Лужков. Город расположен на востоке Вологодской области в 457 км от областного центра. Великий Устюг занимает лишь 5% от общей площади региона, в нем живет около 30 тыс. человек. Однако именно этот населенный пункт приносит области огромные доходы – в первую очередь, от туризма.

По официальным данным, за первые три года после появления проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» число туристов выросло с 2 тысяч до 32 тысяч человек. В 2018-м их было уже 300 тысяч, таким образом, за 20 лет турпоток увеличился в 150 раз. А где туризм – там и большие деньги. За 20 лет совокупные инвестиции в туристическую инфраструктуру города Великий Устюг превысили 4 млрд рублей. Из них две трети – бюджетные средства, признавали ранее власти. Но как были израсходованы эти деньги – отдельная тема.  

***

Материал вышел в издании «Собеседник» №50-2020 под заголовком «Коррупция в тереме Деда Мороза: Как исчезают деньги в резиденции волшебника».
 

Автор:
Давлятчин Илья
Источник:
Собеседник