Росстат опубликовал новые данные о смертности. Вот что мы из них узнали

[Обзор прессы]

Росстат 10 декабря опубликовал новые данные о смертности во всех регионах России — количество смертей в октябре в России на 30% превысило прошлогодний показатель. Эти данные улучшили понимание осенней волны эпидемии. Например, теперь доказано, что вторая волна тяжелее весенней: скорее всего, только за сентябрь и октябрь в России от осложнений, связанных с коронавирусом, умерло почти столько же людей, что с апреля по август. А также Россия уже вошла в пятерку стран с наибольшим числом жертв вируса.

Что именно опубликовал Росстат?

Из данных об умерших за месяц можно вычислить избыточную смертность. А из нее — практически любые данные об эпидемии — в том числе, реальное число тех, кто заразился вирусом (включая перенесших заражение бессимптомно).

Во время эпидемии коронавируса избыточные смерти стали самыми точными данными об эпидемии. Так к ним относятся и чиновники: недавно источник в федеральной власти, знакомый с работой оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, сказал «Медузе», что и у властей нет данных точнее.

Считается, что этими данными трудно манипулировать: сведения о смертности попадают в Росстат из ЗАГСов, которые выдают свидетельства о смерти родственникам умерших. Без этих свидетельств невозможно провести похороны умершего.

В теории не вся избыточная смертность может быть связана с коронавирусом: так, часть ее можно было бы списать на то, что из-за эпидемии ухудшилась медицинская помощь при других болезнях. Однако на практике, выходит, что в 90–100% случаев «избыточные смерти» в 2020 году связаны именно с заражением коронавирусом. Об этом свидетельствуют отчеты немногих регионов, где данные об избыточной смертности подробно проанализированы (например, этим с апреля занимается департамент здравоохранения Москвы).

Главный недостаток данных об избыточной смертности в России — то, что они публикуются с большой задержкой и не имеют разбивки по неделям, не говоря уже о днях. Росстат публикует свои отчеты через 35–40 дней после окончания каждого месяца; к этому нужно добавить, что смерть наступает в среднем через 20–25 дней после заражения. Данных, поступающих с такой задержкой, явно недостаточно, чтобы точно понять не только будущее, но даже настоящее развитии эпидемии. В странах Европы данные — пусть и неполные — публикуются каждую неделю, а потом уточняются. 

Однако данных Росстата вполне достаточно для того, чтобы оценить общие тенденции, выявить манипуляции с данными о смертности от коронавируса и дать грубый прогноз на ближайшее будущее. 

Кто больше всего искажает статистику?

Данные о смертности от коронавируса занижают многие регионы. Часть — таких регионов более десятка — предоставляют явно «нарисованные» цифры смертей не только в общедоступную базу на сайте «Стопкоронавирус.рф», но и в закрытые правительственные реестры.

Судя по данным Росстата за октябрь, чемпион по манипуляциям данными не изменился: Башкортостан занижает данные о смертности более, чем в 100 раз. Можно сказать, что предоставляемые республикой цифры вообще не имеет ничего общего с действительностью. Так, в октябре там было 1601 «избыточная» — по сравнению с октябрем 2019 года — смерть. При этом от всех причин, связанных с коронавирусом, согласно официальной отчетности, умерло лишь девять человек. 

Немного отстают от Башкортостана соседи из Татарстана и нескольких других регионов. И даже в Москве, которая считается одним из самых честных в смысле коронавирусной статистики регионов, избыточная смертность превышает число коронавирусных смертей в оперативной базе «Стопкоронавирус.рф» более чем в два раза.

В среднем же по России данные избыточной смертности в разные месяцы превышают те, что указаны в оперативных сводках на сайте «Стопкоронавирус.рф» в 4–7 раз (в октябре — в 6,5 раз).

Сколько людей на самом деле умерло за время эпидемии в России? А сколько заразилось?

Избыточная смертность в России с апреля по конец октября составила 164057 человек. Вероятно, эта цифра близка к реальной смертности от коронавируса. 

В октябре избыточная смертность составила 47777 человек. В сентябре и октябре в целом — 79443 человека. Это ненамного меньше, чем за все предыдущие месяцы эпидемии — 84614 тысяч за апрель-август.

Официальная (по данным «Стопкоронавирус.рф») смертность в ноябре была выше, чем в октябре на 66%. Скорее всего, выше будет и избыточная смертность — то есть то, что можно назвать реальной смертностью от коронавируса. Таким образом, можно предсказать, что за три месяца осени в России от вируса умерло значительно больше людей, чем весной и летом.

Исходя из избыточной смертности можно грубо посчитать реальное число заразившихся с начала эпидемии. Тогда получается, что на конец октября с вирусом «проконтактировали» более 24 миллионов россиян, или около 16% населения.

При сохранении такой же как в октябре ежемесячной избыточной смертности, до конца года в стране будет 26% переболевших. Однако стоит помнить, что смертность в ноябре и декабре, скорее всего, будет выше. Большая часть регионов только подходит к пику заражения, а в Москве, которая остается эпицентром эпидемии, число заболевших, скорее всего, уже не растет, но пока и не снижается.

Что происходит в других странах? В России катастрофа или нет?

Россия уже вошла в пятерку стран с наибольшим числом жертв коронавируса. Сложно сказать, какое именно она занимает в этом печальном списке — недоучет коронавирусных смертей есть во всем мире, а данные по избыточной смертности также, как и нас, собираются с задержками. Скорее всего, больше жертв, чем в России — только в США, Бразилии, Мексике и, возможно, в Индии.

Однако демографический кризис масштабов 1990-х и начала 2000-х России пока не грозит. Даже если умерших за месяц в ноябре и декабре будет на две трети больше, чем в октябре, то в этом году в стране умрет чуть больше, чем 2,1 миллиона человек. Это на 300 тысяч больше, чем в 2019 году, но меньше, чем в худший год демографического кризиса — 2003, когда умерли 2,365 миллионов человек. 

Но убыль населения будет весьма значительной: рождаемость в стране с 2016 года не компенсирует смертность. И, судя по данным Росстата, продолжает снижаться и в 2020 году — минус 57 тысяч за январь-октябрь по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Убыль приблизится к масштабам катастрофы конца прошлого — начала нынешнего века: при сохранении октябрьских тенденций она превысит 680 тысяч человек — 2,1 миллиона умерших на 1,41 миллиона родившихся. Для сравнения — в худшем с распада СССР 2000 году убыль составила 958 тысяч; в 2019 году был минус в 317 тысяч. Однако с окончанием эпидемии стоит ждать некоторой «компенсации» — смертность может немного снизиться за счет тех, кто уже тяжело болел, но преждевременно умер от коронавируса в 2020 году.

Но если перейти от общих и сухих демографических цифр к оценке последствий для конкретных семей, то ситуация выглядит намного более трагичной. Да, от коронавируса умирают в основном пожилые, страдающие тяжелыми заболеваниями. Однако, как показали исследователи из Гарвардской медицинской школы, если бы не вирус, погибшие в США прожили бы в среднем на 13 лет дольше. Для России аналогичных подсчетов нет.

 

Автор:
Дмитрий Кузнец
Источник:
Медуза