Самое большое полотно Василия Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур» отреставрировали индийские мастера. Теперь его вновь можно увидеть в картинной галерее Мемориала Виктории в Калькутте.
Более четверти века с момента, когда мемориал Виктории в Калькутте закрылся на реконструкцию, это полотно Василия Верещагина было скрыто от глаз публики. «Въезд принца уэльского в Джайпур». Общая площадь - около 40 квадратных метров.
«Кроме размера, уникальность этой работы в том, что автор не покрыл картину лаком. Многие части облупились, некоторые потемнели», - рассказал руководитель реставрационной группы мемориального музея Виктории Дибакар Кармакар
Российские коллеги-музейщики из Третьяковки не раз предлагали индийским реставратором помощь в восстановлении картины. Но те каждый раз отказывались. В итоге уникальную реставрационную операцию калькуттские мастера выполнили самостоятельно. На все работы ушло более года.
«Въезд в Джайпур» - триумф английского владычества над Индией. Принц Уэльский является в покоренную страну как вице-король. К нему наклонился сидящий рядом индийский махараджа Джайпура Работу над этой монументальной картиной Верещагин завершил уже вернувшись из Индии в Санкт-Петербург. Дальнейшая ее судьба полна мифов. По одной из версий музею Виктории в Калькутте полотно подарил сам махараджа Джайпура.
«Долгое время картина находилась в частной коллекции в США, возможно, она была продана Верещагиным во время его выставки в Америке. Затем ее выкупил махараджа Джайпур и переправил в Индию. В наш музей в Калькутте она попала в начале ХХ века», - сообщила директор мемориального музея Виктории Джаянта Сенгупта.
Две поездки Верещагина Индию вылились в непревзойдённую «Индийскую серию».
«Верещагин - это фигура, которая связывает наши два народа. Люди узнают об Индии через Верещагина. И наоборот», - отметил генеральный консул России в Калькутте Алексей Идамкин.
Несправедливо было называть Индийскую серию Верещагина гимном британского колониального правления. Его знаменитая картина «Подавление индийского восстания англичанами» оказалась настолько неудобна для британских властей, что почти сразу после написания в 1884 году через подставных лиц была выкуплена и уничтожена.