В апреле президент Владимир Путин пообещал медикам щедрые доплаты за работу с коронавирусом. Но получив апрельскую зарплату, медики начали массово жаловаться на то, что обещанных выплат они не получили: в одних больницах доплату рассчитывали по часам, в других — начиная с первого больного с подтвержденным коронавирусом. Во многих больницах, которые официально не были перепрофилированы под коронавирус, доплат не получили вообще. Более того, медики жалуются на то, что им урезали стимулирующие выплаты — из-за того, что больницы не выполняют план по госпитализациям. Корреспонденты «Медузы» поговорили с десятками врачей, чтобы разобраться, как и почему это происходит.
В апреле президент Владимир Путин распорядился на три месяца установить дополнительные выплаты медикам, работающим с заболевшими коронавирусом. Врачам — 80 тысяч рублей в месяц, среднему медперсоналу — 25 тысяч рублей. Врачам скорой помощи, работающим с зараженными, положены выплаты в размере 50 тысяч рублей, а фельдшерам, медсестрам и водителям — 25 тысяч рублей.
А 15 мая сотрудники скорой помощи Прикубанской ЦРБ в Карачаево-Черкесии собрались для разговора с начальством: они не получили обещанных Путиным надбавок. На записи этого разговора слышно, как один из сотрудников спрашивает: «Вы просто два слова скажите, будут выплаты врачам?» Кто-то из руководства кричит: «Да закройте свои рты!» «Вы с медиками разговариваете! Не смейте с медиками так разговаривать», — возмущается еще один врач. На этом месте запись обрывается.
«После этого мы просто все встали и ушли, — рассказывает „Медузе“ один из сотрудников скорой. — Настолько у нас нервозная обстановка: костюмов нет, масок нет, еще и доплат нет. Хочется просто собрать свои вещи и уйти». Тогда же, в пятницу, медики написали заявление в прокуратуру. В субботу стало известно, что прокуратура и Следственный комитет начали проверку больницы.
В субботу сотрудники скорой Армавирской городской многопрофильной больницы записали видеообращение — выстроившись во дворе подстанции, они скандировали: «Армавирская скорая помощь, мы не получили обещанные выплаты, ни врачи, ни фельдшера, ни водители, никто не получил ни рубля, ни копейки». Видео опубликовало издание «Новая Кубань». После этого краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев распорядился уволить главврача клиники Сергея Смирнова в течение в 24 часов. В ответ сотрудники скорой записали новое обращение — уже в защиту своего руководителя, подчеркнув, что «не просили уволить главного врача», они «говорили, что не получили выплаты».
В субботу похожее видеообращение выложили и сотрудники Иркутской скорой помощи.
«Фактически отработанное время»
Главной проблемой при начислении выплат стало постановление федерального правительства № 484, в котором сказано, что они должны производиться за фактически отработанное в контакте с коронавирусом время. В постановлении не сказано, что именно считать «фактически отработанным временем»: время проведенное с пациентом с подтвержденным коронавирусом, количество смен или что-то другое. Понятие «за фактически отработанное время» не имеет точного законодательного определения ни в нормах Трудового кодекса РФ, ни в постановлениях правительства РФ, подтверждает «Медузе» юрист Екатерина Мацан, консультирующая медработников по вопросам заработной платы. В итоге больницы действовали по-разному.
Так, сотрудники двух подстанций скорой помощи рассказали «Медузе», что их зарплаты рассчитывались явно в спешке в последние дни.
На одной из рязанских подстанций врачи получили доплаты от 1,7 тысячи до 32 тысяч рублей. «Мы так поняли, надбавка рассчитывалась после первого контакта [c коронавирусом]. Коллега контактировала с ковид-положительным 5 апреля, она получила 32 тысячи. Я — в последние дни апреля, получил 3899 рублей, а кто-то вообще не получил. Бывало даже так: два фельдшера и водитель работают в одну смену, один фельдшер получил, а второй фельдшер и водитель — нет», — рассказал «Медузе» фельдшер Роман.
Эту неразбериху он связывает с тем, что расчеты делались в спешке. «Мы получили зарплату 13 мая, а расчетные листы по ней — за неделю. Там ничего про надбавки не было, то есть на момент расчета зарплаты их никто не рассчитывал. Я думаю, данные подавались на скорую руку после выступления [Путина] по ТВ».
А в воскресенье на подстанцию пришли сотрудники Следственного комитета, и «чудесным образом выплаты стали приходить», говорит он. В тот же день получил доплату и Роман — в общей сложности ему выплатили 26 тысяч рублей. «Но некоторые сотрудники, которым 13-го числа не перечислили средства, и сегодня их не получили», — добавляет он.
«Они [губернаторы] знали, что 12-го будет конференция с [премьером Михаилом] Мишустиным, отчет всех губернаторов о проведенных выплатах. В ночь проводились расчеты, как говорится, на коленях, и в ночь сделаны выплаты. Знаете, 40 рублей, 100 рублей, 142 рубля, 2000. Вот такие смешные выплаты, и за них отчитались Мишустину, что все выплаты в Иркутской области есть. По телевизору прозвучало, Иркутская область выплатила», — рассказал врач иркутской скорой помощи Сергей Гавриков.
В Краснодарском крае фельдшерам скорой выплатили по 2300 рублей, и то не всем. По словам фельдшера Олега (имя изменено), их получили только трое сотрудников скорой помощи Успенского района Краснодарского края. Надбавку, поясняет Олег, рассчитывали по времени, проведенному с заболевшим: «В бухгалтерии мне показали очень сложную, трехэтажную формулу — вот как берете кредит, точно такую же». Сам Олег надбавку не получил, так как среди его пациентов не оказалось тех, у кого инфекция подтвердилась.
Фельдшер и представитель профсоюза «Действие» на владимирской скорой помощи Екатерина Ашаева рассказала «Медузе», что сотрудники получили доплату за работу с больными с коронавирусом из расчета 2,44 рубля за минуту. Аналогичную схему поминутных выплат применяли и в других регионах — например, в Новосибирске. После того как владимирские медики обратились с жалобами в СМИ, сотрудникам пересчитали региональные выплаты, отказавшись от поминутного расчета: фельдшеры получили по 11 тысяч рублей надбавки за месяц работы, врачи — по 22 тысячи. Дополнительно к этому некоторые сотрудники владимирской скорой получили федеральную надбавку. Но таких меньшинство, говорит Ашаева — эти деньги получили только те, кто работал с пациентом, у которого позднее официально диагностировали коронавирус. «Очень обидно, что так сделали. Выплатив эти деньги только некоторым, они внесли разногласия в коллектив», — добавляет фельдшер.
15 мая на происходящее резко отреагировал президент Владимир Путин, потребовав быстрее решить вопрос с выплатами. «Развели вокруг этого какую-то канитель бюрократическую, считать там что-то начали, часы какие-то. Я что, поручал часы считать, что ли?» — возмутился он.
Александр, водитель московской скорой помощи получил надбавку почти целиком — 21 тысячу рублей, хотя даже не рассчитывал на нее: за неделю до этого водители написали официальное письмо руководству с вопросом, положены ли им дополнительные выплаты. Им пришел официальный ответ — выплаты не положены, потому что водители оформлены на работу через компанию «Мосавтотранс» и формально даже не являются медицинскими работниками. То, что надбавка ему все-таки пришла, он связывает с первым выступлением президента по поводу выплат 11 мая. После второго гневного выступления президента, от 15 мая, ему доплатили еще 4 тысячи рублей.
Московская скорая получила самые щедрые выплаты. Четверо ее работников рассказали «Медузе», что их перечислили в полном объеме еще 15 мая. Один из работников московской скорой добавил, что получил федеральную доплату в 25 тысяч рублей и помимо этого еще доплату за рабочие часы, которые они провели непосредственно в контакте с больными. По словам собеседника «Медузы», за одну суточную смену в бригаде, работающей только с коронавирусными пациентами, он получил 6,5 тысячи рублей.
Ковид-госпитали
В больницах, перепрофилированных под коронавирус, оказалось меньше всего проблем с выплатами. Врач — лучевой диагност из подмосковной больницы рассказал «Медузе», что получил надбавку в 80 тысяч рублей. Она пришла через два часа после основной зарплаты. Работники ГКБ № 15 и НИИ СП имени Склифосовского тоже сообщили, что получили все обещанные выплаты: и федеральные, и городские. Медбрат из НИИ Склифосовского пояснил, что работает на 0,75 ставки и обычно получает порядка 28 тысяч рублей. За апрель он заработал чуть больше ста тысяч. Медбратья и медсестры, работающие на полную ставку, получили до 150 тысяч. Врачи — больше 200. При этом сотрудник Склифосовского сказал, что непосредственные руководители сообщили персоналу: в следующем месяце выплаты могут сократиться. «Сейчас у нас появилось много ординаторов и студентов, возможно, часть денег уйдет на их зарплату», — пояснил он.
Но в некоторых регионах надбавка была меньше. Сотрудник одной из больниц Краснодарского края (он попросил не называть ее) рассказал «Медузе», что больницу перепрофилировали в ковидный госпиталь с 15 апреля. К зарплате за этот месяц сотрудникам пришли три дополнительных платежа — врачи совокупно получили порядка 33 тысяч рублей. Это федеральная и региональная доплаты, а также компенсация работы в опасных условиях.
При этом размер выплат зависел от количества часов, проведенных сотрудниками в «красной зоне». Например, персонал, который вообще не заходил туда, не получил никаких доплат — их просто не было в списках, сформированных на получение надбавок. Меньше получили и те специалисты, которые из-за специфики профессии провели в «красной зоне» небольшое количество часов — например, УЗИ-диагносты. Хотя ни в одном из постановлений правительства медперсонал не делится на работающий в «красной» и «зеленой» зонах. Сейчас такие специалисты пытаются добиться равных выплат у руководства.
«Когда все начиналось, с нас „ЕдРо“ [партия „Единая Россия“] собрала персональные данные, говорили, выплаты будут. В итоге прислали продуктовые наборы в пакетах „спасибо врачам“. Мелочь, а приятно», — добавил врач.
«Этих пациентов как бы и не было»
Намного хуже оказалась ситуация в больницах, которые официально не были перепрофилированы под коронавирус. Несмотря на то, что во многих больницах сотрудники успели им переболеть, обещанных выплат они не получили, а многие столкнулись с тем, что им урезали стимулирующие надбавки.
Врач из Боткинской больницы в Москве (он попросил не называть его имя), не перепрофилированной под коронавирус, рассказал «Медузе», что зарплаты сократились на 10–15%. «У нас на ставку было 80–120 тысяч, пришло на 10–20 тысяч меньше. Руководство объяснило тем, что нужны деньги на выплаты тем, кто работает с коронавирусом. Департамент помогает ковидным центрам, но не нам». При этом в больницу привозят больных с пневмониями, и четыре-пять дней до результатов теста они находятся в Боткинской. Если тест положительный, то больного увозят в инфекционный госпиталь. Среди врачей много зараженных, коронавирусом переболела большая часть врачей-реаниматологов, говорит врач. «Заразились и ничего не получим», — заключает он. Пресс-служба больницы не смогла прокомментировать это и предложила обратиться в департамент здравоохранения Москвы. В департаменте не ответили на вопрос «Медузы».
Похожую историю рассказывает врач частично перепрофилированной под ковид ГАУЗ МО «Центральная городская клиническая больница» города Реутов. Сотрудникам, которые не работают непосредственно с коронавирусом, не выплатили стимулирующие надбавки. «Деньги-то нужны для тех, кто [официально] работает с „короной“. Главврач нашел, где их взять», — говорит врач. Для некоторых сотрудников стимулирующие выплаты составляли 50% от зарплаты. «Работаем на голых ставках. Выплаты [за работу с коронавирусными пациентами] тоже неизвестно, будут или нет», — рассказывает другой медработник больницы. Главврач Реутовской больницы Гарик Хачатрян отказался от комментариев «Медузе» без согласования с Минздравом Московской области.
Врач лучевой диагностики одной из больниц Санкт-Петербурга, не перепрофилированной под коронавирус, рассказала, что получила в два раза меньше стимулирующих выплат: 6 тысяч вместо 12, всего зарплата упала на 20%. Больница дважды закрывалась: сначала в реанимации умерли два пациента с коронавирусом, потом в больнице выявили еще двух зараженных и перевели их в ковид-госпитали. «Формально все верно, больница не выполняет план, не крутятся койки, меньше денег поступает», — говорит она. Федеральных выплат Анна не получила.
Не получил их и Константин Марков, врач-реаниматолог в Каменской межрайонной больнице в Пензенской области (не перепрофилирована под ковид). Так же, как и Боткинская, Каменская больница принимает пациентов с пневмониями, они лежат там, пока ждут результатов тестов. «Сегодня выступал у нас по конференц-связи наш главный бухгалтер. Поскольку наша больница не перепрофилирована, [надбавки за апрель] будут по часам. Главный сказал: „Увы, такое постановление“», — рассказывает он. Пока в больнице заплатили тем, кто контактировал с подтвержденными случаями коронавируса. У Константина такие были только в мае. «Тем врачам-терапевтам, которые контактировали, выплатили почасовую, по 12 тысяч в общем за время контакта с больным. Не по 80, не по 50». Но за май, продолжает врач-реаниматолог, надбавки обещают выплачивать по «новому приказу» — то есть полную сумму, а не по часам. В больнице не ответили на звонки «Медузы».
Врачи Елизаветинской больницы из Санкт-Петербурге тоже не получили доплат. Формально больница не перепрофилирована под коронавирус, но специализируется в том числе на гемодиализе, и врачи работают в реанимациях других больниц города, сейчас в основном в больницах, перепрофилированных под COVID-19. «По факту мы работаем с коронавирусом с конца марта, первый пациент был 23 марта. У пациентов с ковидом в 30% случаев есть нарушения функции почек», — рассказывает Михаил, врач больницы.
За апрель врачам выплатила сама больница — по 20–25 тысяч рублей из собственных средств.
Об отсутствии выплат рассказали трое сотрудников петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе (центр не перепрофилирован под коронавирус). «Официально мы не инфекционный стационар, а значит, этих пациентов как бы и не было», — пояснила одна из сотрудниц. Из-за такого статуса у медиков из НИИ возникали проблемы и раньше. С началом пандемии сотрудникам не выдавали специализированных средств защиты, успокаивая тем, что они не будут контактировать с больными коронавирусом, — в итоге к концу апреля более 100 медиков все же заразились, за время пандемии умерло не меньше четырех сотрудников.
Минздрав не ответил на вопросы «Медузы» о выплатах в не перепрофилированных больницах, отправленные в прошлый четверг.
«Не ждите и не надейтесь»
Не получили обещанных выплат и большинство сотрудников поликлиник, с которыми поговорила «Медуза».
«Мы лечим всех, выезжаем на дом, если есть признаки ОРВИ, берем мазок на ковид, назначаем лечение, результат готов через неделю, и поэтому про ковид узнаем гораздо позднее, — говорит участковый терапевт одной из поликлиник во Владимире. — Потенциально все ОРВИ могут быть ковидом, поэтому мы подходим под постановление 484».
Терапевт получила зарплату 8 мая с надбавкой 13 тысяч рублей. Об этой ситуации вышло несколько сюжетов, в том числе на Первом канале, говорит она. «После шумихи нам выплатили еще 16 тысяч. Обещанных 50 тысяч все равно нет, но рады, что хотя бы заплатили еще», — говорит она. Меньшую надбавку получила и участковый терапевт из Йошкар-Олы: ее зарплата за апрель составила 70 тысяч. Обычно она составляет 35–40 тысяч рублей. Врач-эндоскопист Ксения (имя изменено) из поликлиники № 4 Петрозаводска рассказала, что только несколько терапевтов «получили копейки».
Еще меньше получили медсестры поликлиник. Участковая медсестра из питерской поликлиники № 93 за работу с коронавирусом получила в апреле доплату — 900 рублей. «Мы дежурим каждый день, выезжаем на дом брать мазки [на коронавирус], — рассказывает она. — [Нам оплачивают] один день, проведенный с ковид-положительным. Если мы контактировали с двумя людьми в один день, это считается как один случай». «Нам сказали — не ждите и не надейтесь, получите голый оклад, потому что план не выполнили», — говорит медсестра из детской поликлиники в Тольятти. В среднем она получает 15 тысяч в месяц. За апрель ее зарплата — 8,5 тысячи рублей (с учетом одной недели отпуска).
По просьбе «Медузы» соцсеть для врачей «Доктор на работе» провела опрос о ситуации с выплатами. Он длился с 14 по 18 мая, в нем приняли участие больше 700 врачей. Как следует из его результатов, в инфекционных стационарах и перепрофилированных под коронавирус клиниках зарплата увеличилась у 33% медиков. В остальных стационарах — только у 7%. В поликлиниках зарплаты также увеличились у 7% опрошенных. А у 47% они упали.
Днем 16 мая, когда большинство медиков уже получили свою заработную плату за апрель (последний расчетный день у большинства — 15 мая), правительство выпустило новое распоряжение, в котором было сказано, что пункт про «фактически отработанное время» исключен из постановления № 484.
Еще через день, 17 мая, замглавы Минздрава Татьяна Семенова отправила письмо в региональные минздравы, в котором говорилось, что доплаты должны выдавать в полном размере вне зависимости от количества смен или часов, если сотрудник отработал по установленному графику и как-либо контактировал с инфекцией. Региональные минздравы уже начали пересчитывать выплаты по новым постановлениям, об этом, например, отчитался Минздрав Новосибирской области. В 19 из 85 регионов СК успел начать доследственные проверки из-за выплат. Минздрав не ответил на вопросы «Медузы», отправленные 14 мая.