Капитан гранта. Как из захолустья делать город-музей

[Обзор прессы]

У ангела по всей ноге идут дырки от гвоздей: одного епископа во время службы смутили голые ноги деревянной статуи в алтаре, и он велел прикрыть их фартуком. А другому ангелу какой-то шутник полтора века спустя пририсовал масляной краской усы - и реставратор потрудился, отмывая их. Эти четыре крылатых статуи стояли в алтаре Входоиерусалимского храма в Тотьме, потом много лет, расчлененные, лежали в запасниках. И только полтора года назад, отреставрированные, встали шеренгой в Музее церковной старины в Тотьме - в зале "Открытое хранение деревянной скульптуры".

В старых районах города выше трех этажей - только храмы. Фото: Даниил Зинченко

Барокко мореходов

Зал превратился из подсобки в сокровищницу по решению директора Тотемского музейного объединения Алексея Новоселова, поставившего главной целью вывести на свет коллекции музеев города, а сами музеи - повернуть к нему лицом.

Алексею Новоселову сейчас 28, и музеями города-памятника он руководит уже 6 лет. Краснодипломника отделения культурологии Вологодского педуниверситета и коренного тотьмича, выступавшего на конференции с докладом о малых городах, заметило новое руководство родного города, позвало поделиться своим взглядом на ситуацию. Алексей сделал сайт района, повел группу в ВКонтакте в защиту исторической Тотьмы - а вскоре получил предложение, от которого не захотел отказаться. Новому главе нужна была своя команда, люди, способные поднимать тонущую в безденежье городскую среду.

…А вот еще одно сокровище Тотьмы, возвращенное к публике из дальних фондов в Купеческий зал краеведческого музея - коллекция посуды, переданная музею потомками тотемских купцов. Пастушки на чашках и блюдцах из сервизов Пановых, рюмочки, графинчики, расписанные золотом и пурпуром бокалы из столовых наборов Замяткиных, фарфор потёмкинской и мейсенской мануфактур. Купеческие фамилии проложили в свое время путь из Тотьмы к … Алеутским островам, промышляли там чернобурую лису - и "от избытка капитала" строили в Тотьме храмы. Как братья Пановы, на чьи капиталы выстроили Входоиерусалимский, высокий и тонкий храм-корабль с картушами, полуразвернутыми лепными свитками-узорами на стенах-бортах.

Сейчас в храме, шедевре стиля "тотемское барокко" - Музей мореходов, на квартал ближе к набережной Сухоны стоит дом-музей Ивана Кускова, основателя Форта Росс, чуть поодаль Музей церковной старины с образами 15-16 веков, в центре города - центр Тотемского музейного объединения, Краеведческий музей. Еще в объединение входит Дом-музей Николая Рубцова - за городом, в селе Никольское, где жил и учился поэт.

- Тотьме не нужно придумывать свои бренды, история их уже придумала за нас, - говорит Алексей Новоселов. - Наше дело - показывать это лицом, создавать образ города.

По следам сухонопуса

Завроктон - это ящер, бегающий быстро, как собака. Сухонопус похож на медведя, но двигается на мощных полусогнутых, как крокодил. Самый огромный и страшный - конечно, 4-метровый леоргон. Там, где раньше в краеведческом музее был кабинет директора, сейчас "живут" ящеры пермского периода, следы и останки которых были найдены в окрестностях реки Сухоны. На полученный музеем в 2018 президентский грант был устроен зал "По следам сухонопуса", тут же оккупированный тотемской малышней, фигуры ящеров для него воссоздает художник-палеонтолог из вятского палеонтологического музея.

- В 2014 я пришел сюда с наполеоновскими планами - и получил бюджет 8 миллионов в год. А это только зарплата и "коммуналка", - вспоминает Алексей Новоселов. - Конечно, можно было "сидеть" на том, что есть, постепенно сокращаясь - но я стал искать деньги.

Алексей Новоселов: Дело музея - создавать образ города. Фото: Даниил Зинченко

Из университетского курса вчерашний студент знал, что есть фонды, куда можно обращаться с заявками на финансирование проектов. И решил напомнить городу о том, что было на месте нынешних пейзажей Тотьмы. Вместе с коллегой из отдела туризма написал свою первую заявку - на конкурс Фонда Тимченко "Культурная мозаика малых городов и сел". Проект экскурсионного маршрута "Кольцо исторической памяти" неожиданно прорвался в финал и выиграл - всего 650 тысяч, но раньше ведь в музее было только на зарплату и коммуналку. А сегодня по всему городу рядом с нынешними названиями улиц к стенам домов прикреплены таблички с названиями историческими и стоят стенды с фотографиями и описаниями того, что тут стояло раньше.

Немалую часть следующего, 2 миллионного уже гранта Новоселов закинул на АнтреСОЛЬ - создав, наконец, в городе место для тусовки, совместив неформат с краеведением. Мы с ученым секретарем Музейного объединения Марией Правдиной поднялись сюда по лестнице из зала для временных выставок: типичное московское антикафе - раскиданы кресла-мешки, чтоб посидеть с ноутом в бесплатном интернете, тут же проектор с экраном… Это и музей - на широких подоконниках тут экспонаты старинные приспособления для добычи и варки соли (Тотьма в прошлые века была еще и центром солеварения), которые можно потрогать руками, здесь же точно отмеренный пуд соли в мешке, зал освещают солевые светильники. Расставь тут стулья - и антикафе превратится в зал для конференций, потом сюда придут дети на экскурсию мастер-класс порисовать песком, сделать игрушку, смешав в баночке соль, растертую с разноцветными мелками.

Устройство культурного Q-ARTала с артефактами, напоминающим о прошлом Тотьмы - от чернобурой лисы до бакенов, уже не нужных несудоходной Сухоне. Оснащение краеведческого музея тактильными надписями, аудиогидами и другими средствами помощи инвалидам. Открытие в музее семи новых залов, в том числе посвященных Тотьме в годы репрессий и ликвидации аварии на ЧАЭС. Издание альбомов "Осколки времени" с фотографиями старой Тотьмы и "Тотемское барокко". Сооружение во дворе музея модели старинной солеварни с "варницей" в натуральную величину…

За пять лет работы директор музея выиграл для культурного обустройства родного города грантов на 18 миллионов рублей.

Почита от кашайя

- Малые музеи, которых сотни по стране, боятся заниматься проектами. Или делают это неумело, в грантовых заявках пишут об умирании деревни, жалуются на недостаток штатных единиц, - сетует Новоселов. - А ведь задача потенциального грантополучателя - не разжалобить эксперта, чтобы он дал копеечку, а увлечь его своей идеей так, чтобы эксперт сказал: "Вау! Я точно хочу поддержать этот проект!"

Одной из главных своих побед Новоселов и Правдина считают выигрыш гранта от благотворительного фонда Владимира Потанина на устройство в Тотьме Школы музейного развития "За границами столиц". На первую же Школу в 2016 приехали не 30 человек из Вологодской области, как ожидалось, а 70 из всех федеральных округов - и продолжают приезжать учиться фондово-хранительской, научно-экспозиционной, маркетингу у приглашаемых Тотемским музейным объединением экспертов.

Чернобурая лиса - один из символов Тотьмы. Фото: Даниил Зинченко

В этом году "За границами столиц" победил в конкурсной программы международного фестиваля "Интермузей-2019" как "Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие" - опередив в финале Русский музей, ГМИИ им.Пушкина и Музей Дарвина.

…В Тотьме турист всегда бывает проездом - посмотреть на барокко. Об увеличении турпотока тут говорят осторожно, но при этом последние несколько лет в городе появилось несколько новых гостиниц и гостевых домов, открылись частные кафе.

- Музей - это не только про прошлое. Это про прошлое для будущего, дающее задел на него

- говорит Новоселов, которого уже не раз приглашали в столицы на ответственные музейные посты.

А еще этим летом город выиграл федеральный грант на обустройство набережной Ивана Кускова. Почтить память которого в Тотьму уже приезжали индейцы племени кашайя-помо, предков которых Кусков укрывал от испанцев за стенами Форта Росс. Они исполнили у его могилы ритуальный танец почита.

Источник:
Российская газета