Как пытают в ФСБ. Доклад ОНК и истории пострадавших

[Обзор прессы]

Пострадавшие от пыток и активисты говорят: насилие стало обычной практикой у спецслужб. Жертвой  может стать кто угодно — мусульмане и атеисты, анархисты и предприниматели, промышленные альпинисты и сотрудники полиции. Жертвы опасаются рассказывать о произошедшем. Родственников, врачей и свидетелей угрозами заставляют молчать. Члены общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Санкт-Петербурга подготовили доклад о том, как пытают задержанных и свидетелей в отделах ФСБ, изоляторах, машинах, лесах, гаражах. Мы пересказываем главное оттуда, а также публикуем видео с историями самих жертв и их родственников. 

 

«Изгибаясь от тока, приподнимал в воздух его и себя»

ФСБ Санкт-Петербурга в декабре 2017 года сообщила о предотвращении теракта в Казанском соборе. По подозрению в подготовке теракта задержали семерых человек, пятеро были арестованы, о судьбе ещё двоих ничего неизвестно.

Один из задержанных, Алисхан Эсмурзиев, рассказал, что пытать начали в микроавтобусе: сотрудники ФСБ, закрывавшие лица, избивали его ногами и прикладывали к телу электрошокер. Затем его привезли в отдел — там он слышал крики других задержанных. После допроса у следователя его отвели в отдельную комнату. Там, по словам Эсмурзиева, его заковали в наручники, надели на голову мешок, прикрепили к ногам «крокодильчики» — и пустили по ним ток. Один из сотрудников ФСБ сидел на нём верхом. Эсмурзиев, изгибаясь от тока, приподнимал в воздух его и себя.

Другого задержанного — Шамиля Омаргаджиева — избили в присутствии беременной жены. По данным ОНК, сотрудники ФСБ ворвались к нему в дом с обыском, били ногами и руками, требуя признаться в подготовке теракта, выбили зуб. Когда его доставляли в суд, он несколько раз терял сознание: в отсеке автозака, в котором его перевозили, с его ростом 196 см и скованными за спиной руками было невозможно сесть так, чтобы хотя бы свободно дышать.

Обоих задержанных обвиняют в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ). Эсмурзиев заявил в Следственный комитет о преступлении в отношении него, но позже забрал заявление «в связи с процессуальной позицией». Адвокат Омаргаджиева также подал жалобы в СК, но в возбуждении уголовного дела ему отказали, не дав ознакомиться с постановлением об отказе.

Если вы пострадали от пыток или стали их свидетелем, расскажите об этом членам ОНК. Это безопасно.

«Если я не знал ответа — меня били током»

В Санкт-Петербурге и Пензе одиннадцать молодых людей обвинили в участии в террористическом сообществе и арестовали. Большинство задержанных — антифашисты и анархисты. По версии ФСБ, они состояли в подпольной организации «Сеть» и собирались «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» во время президентских выборов и Чемпионата мира по футболу. По делу идёт следствие, а сами задержанные находятся в изоляторах, откуда сообщают о пытках.

Уроженца Новосибирска Армана Сагынбаева задержали в Петербурге в ноябре 2017 года. Он впоследствии рассказал, что его посадили в микроавтобус, надели на голову мешок, прикрепили к рукам два провода и пытали током, а параллельно били по голове предметом, похожим на ежедневник.

«Все эти пытки продлились примерно часа четыре, но точно я сказать не могу, поскольку ход времени я не мог отследить, и мне было очень больно», — рассказывает Сагынбаев

Юлия Бояршинова из Санкт-Петербурга поместили в переполненную камеру СИЗО-6 Горелово (150 человек на 110 спальных мест), где «старшие» заключённые, сотрудничающие с администрацией, регулярно избивали всех остальных. Самого Юлия тоже били. Его вызывали на кухню, где не было видеокамер, и расспрашивали об обстоятельствах его задержания. Били так, чтобы не оставалось следов на теле, при этом угрожали изнасилованием.

Виктора Филинкова сотрудники ФСБ задержали в аэропорту «Пулково» в январе 2018 года. Его отвезли в неизвестное место и прямо в машине начали допрашивать, избивать и пытать ударами током. Позже члены ОНК зафиксировали на его бедре многочисленные парные следы в виде точек с равными расстояниями между ними — такие остаются при применении электрошокера.

«Если я не знал ответа, — говорит Филинков — меня били током, если ответ не совпадал с их ожиданиями — били током, если я задумывался или формулировал долго — били током, если забывал то, что сказали — били током»

Адвокат Филинкова просил возбудить уголовное дело, но ему отказали. В сентябре 2018 года он подал жалобу в ЕСПЧ.

Игоря Шишкина, фигуранта дела «Сети», члены ОНК посетили 27 января 2018 года. Он был в кофте с длинными рукавами и штанах, поэтому они зафиксировали только те травмы, которые увидели:

— большая гематома вплоть до кости вокруг левого глаза

— кровь в углу левого глаза

— ссадина посередине левой щеки

— следы от наручников на обеих руках

— разбитая нижняя губа

— синяк вокруг правого глаза

— царапины на левой щеке

— ожог на тыльной стороне ладони левой руки

Позже такие же ожоги зафиксировали на спине и задней поверхности бедра Шишкина.

Илья Капустин не был обвиняемым по делу «Сети», однако его четыре часа допрашивали как свидетеля и били электрошокером в машине, которая затем привезла его в управление ФСБ, где допрос продолжился.

Электрошокер «Мальвина»

Начальник отделения уголовного розыска по борьбе с имущественными преступлениями Тосненского райотдела МВД майор Илья Щукин и оперативник Сергей Ласлов — фигуранты дела о превышении должностных полномочий и фальсификации доказательств. Якобы они заменили супрастин на амфетамин в изъятой у задержанного пачке сигарет, а до этого якобы участвовали в подбросе наркотиков гражданам для повышения показателей раскрываемости.

12 апреля 2017 года сотрудники ФСБ задержали Щукина и двоих его коллег в городе Кириши. Щукина вытащили из машины, обездвижили, накинули капюшон куртки на голову и отвели в один из автобусов. Там у него спросили, что он делает на месте задержания. Когда он ответил, сотрудники спецподразделения ФСБ «Град» заявили, что он врёт и дали несколько разрядов электрошокером в пальцы рук. Вопросы и удары током повторились ещё несколько раз. Щукина пытали около полутора часов, его били разрядами в паховую область и анальное отверстие, говорили, что у него больше не будет детей. «Периодически дверь микроавтобуса открывалась и мужской голос с улицы говорил, что я говорю ***** [чушь], и чтобы сотрудники „Града“ продолжали со мной работать», — рассказывал Щукин.

Потом его отвели в другой микроавтобус и заставили стоять на коленях с руками за спиной в наручниках ещё около часа. Только потом Щукина отвезли в отдел ФСБ. Свою вину он не признал. На допросах Щукин неоднократно рассказывал о пытках. Его ожоги осматривал эксперт, но «не смог установить, являются ли следы характерными для электрошокера, поскольку не знал модели электрошокера». Щукин знал, что это электрошокер «Мальвина», но его ходатайство о повторной экспертизе отклонили.

Сергея Ласлова задержали 6 июля 2017 года прямо в отделе полиции. Его повезли «на автобусе неподалёку в гаражи». Там, как рассказывает Ласлов, сотрудник ФСБ потребовал от него признаться в совершении преступления, а сотрудник «Града» нанёс удар электрошокером. Ласлов не признался и тогда его повезли в лесной массив на окраину Тосно. Там, рассказывает Ласлов, по команде старшего сотрудника ФСБ его нагнули вперёд головой к полу, и сотрудник «Града» стал «наносить удары, сопровождая электроразрядами в промежность и в пах».

Ласлова пытали более двух часов. Один электрошокер разрядился, тогда сотруднику «Града» дали другой, побольше. В итоге Ласлов, «чтобы прекратить пытки», согласился рассказать, как он якобы совершил преступление. Его отвезли в отдел ФСБ, где он подписал «напечатанное объяснение».

Про пытки Ласлов рассказал адвокату. Следы электрошокера зафиксировал судебно-медицинский эксперт. Ласлов подал заявление о преступлении. В октябре 2017 года следователь военного СК вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Военный прокурор отменил отказ, однако следователь военного СК опять его вынес.

«Ощутил нестерпимую боль»

Игоря Саликова обвиняют в насильственных действиях сексуального характера. Своё уголовное дело он считает заказом бывшей жены.

По словам Саликова, рано утром 7 мая 2018 года к нему и его гражданской жене Ольге Смирновой домой в посёлок Огоньки Ленинградской области приехали с очередным обыском следователи, сотрудник ФСБ и некий человек в маске. Позднее Саликов узнал в нём сотрудника службы экономической безопасности УФСБ по Петроградскому району, который в октябре проводил у него обыск по делу о хранении оружия.

Именно он, как рассказывает Саликов, заковал его в наручники и несколько раз ударил Ольгу Смирнову дубинкой. Затем девушку увезли сотрудники ФСБ в штатском, а Саликова начали допрашивать. Когда его ответы не нравились сотруднику ФСБ, тот бил его дубинкой и применял к нему электрошокер. Помощница Саликова по хозяйству вызвала полицию, но сотрудник ФСБ и следователь вышли поговорить с прибывшими сотрудниками МВД, и те вскоре уехали.

После очередного отказа Саликова оговорить себя его толкнули в спину, он упал лицом на пол. Саликов рассказывает, что сотрудник ФСБ взял одно из ружей, хранившихся в доме, и ударил им Саликова в область заднего прохода: «Удар был настолько сильным, что ствол карабина вошёл внутрь, пробив штаны, и практически пригвоздил меня к полу. Я ощутил нестерпимую боль». Ему вызвали Скорую и отвезли сперва в районную больницу, а затем — в Петербург, где могли оказать нужную помощь. У него зафиксировали разрыв мочевого пузыря, разрыв анального отверстия, разрыв прямой кишки и другие повреждения.

В возбуждении уголовного дела о пытках Саликову отказали, так как «проверочными мероприятиями установить причастность конкретных сотрудников отдела в Петроградском районе УФСБ по СПб и ЛО не представилось возможным».

Полная версия доклада

Члены ОНК Санкт-Петербурга считают, что пытки стали «неотъемлемой частью производимого сотрудниками Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области дознания и следствия». При этом сотрудники УФСБ, как указывают члены ОНК, пользуются абсолютной безнаказанностью, потому что «ни военный следственный комитет, ни военные суды не исполняют своих функций». Общественные наблюдатели предлагают распустить УФСБ по Петербургу и области «без передачи… функций другой организации» и привлечь к ответственности всех причастных к пыткам сотрудников.

ДОКЛАД ПОДГОТОВИЛИ: члены ОНК Санкт-Петербурга Яна Теплицкая и Екатерина Косаревская

ЮРИСТ: Дарьяна Грязнова

ВИДЕО: Анастасия Андреева

РЕДАКТОРЫ: Николай Овчинников, Татьяна Торочешникова

Источник:
Команда 29
Теги:
пытки ФСБ