«Это случилось в нашей школе»: все о фейках в родительских чатах

[Обзор прессы]

Как распознать фейковые страшилки и чем они на самом деле опасны, рассказывает журналист, инструктор профилактики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Ксения Кнорре Дмитриева.


depositphotos.com

Если вы не уверены, зачем всех пугать?

Некоторое время назад в родительских чатах, мессенджерах и соцсетях появилась леденящая душу история о том, что какая-то женщина якобы подкараулила около школы незнакомых детей и попросила их сфотографировать ее возле кустов, в то время как в машине рядом сидел мужчина. WhatsApp, главную площадку школьно-родительского общения, залихорадило от количества пересылок аудиосообщения, где все это было изложено. В соцсетях замелькали посты, где, несмотря на то, что в исходной аудиозаписи не было никаких указаний на город, школу и время происшествия, утверждалось, что «это произошло 26 сентября в школе №…», «это случилось в нашем классе», «на записи – мама одноклассницы моей дочери» и так далее.

Сообщение распространялось по схеме вирусного, по всем признакам это – фейк. Важная оговорка: фейк – это не всегда выдумка, вполне возможно, это событие из категории «слышал звон, да не знаю, где он»: что-то где-то произошло, но где, когда и насколько это было правдой – не известно.

Фейк становится фейком не из-за его недостоверности, а из-за того, что его единственная цель – посеять панику.

Эти истории не дают никакой реальной информации. Например, место, время происшествия, какие были приняты меры, каковы приметы преступника, привлекалась ли полиция, что сказали сотрудники правоохранительных органов, задержана ли та женщина и так далее. Фейк не информирует о том, какие можно принять меры, чтобы избежать подобной ситуации, зато в нем обязательно просят «передать дальше».

Вам это ничего не напоминает? Раньше в почтовые ящики совали написанные кривым почерком письма, в которых говорилось о том, что если вы не перепишете их двадцать раз, то у вас случится несчастье, а вот Алла Пугачева переписала – и теперь у нее все хорошо.

С ситуациями, подобными описанной выше, все просто: если вы предполагаете, что присутствовали при попытке преступления, немедленно обращайтесь в полицию. Если вы этого не сделали, значит, вы не вполне уверены в том, что это была попытка похищения. А раз так, зачем пугать всех, до кого вы можете дотянуться?

Самые популярные фейки (и как их распознать)

Если вы получили тревожное сообщение в родительском чате, то не пожалейте минуты – вбейте в поисковике ключевые слова и оцените полученные результаты. Сейчас я напишу возможные запросы для нескольких «любимых» родительских фейков, тем более что на фоне «женщины в кустах» немедленно активизировались и они. Вы сразу поймете, как искать.

– «женщина попросила сфотографировать детей» – наш свежий случай;

– «наркотик земляника» – тот самый, который шипит и тает во рту и поставляется в конфетах и арахисовом масле; настолько древняя байка, что даже удостоилась статьи в Википедии. Пришла к нам из Америки (что в принципе заметно по тексту), где родилась в 2007 году;

– «банда педофилов» – этому фейку шесть лет, но недавно он пошел гулять по сети с новой силой, а некоторое время назад старые лица на объявлении заменили новыми;

– «найдены девочки без почек 50 000 рублей» – это свежая сентябрьская история: на обочине якобы найдены две девочки 6-8 лет без почек, у каждой в руке 50 000 рублей. Кое-где ещё пишут, что детей воруют на черной «Гранте». Вы не замечаете ничего знакомого? В нашем детстве, конечно, вместо «Гранты» была «Волга», да и суммы были поменьше, но стиль вполне узнаваемый;

– «похитили ребенка из ТЦ, вернули без почки» – обычно называют Икеа или Мегу; фейк, полиция устала опровергать;

– «СПИД кинотеатр», сюда же «иглы в метро» – а эти истории о зараженных иглах, которые вставляют в сиденья кинотеатров и поручни эскалаторов (как?) я помню из собственного детства;

– «бананы/апельсины со СПИДом» – это такие бананы и апельсины, которые якобы специально заполняют кровью ВИЧ-инфицированных, чтобы заразить всех (странно, что не арбузы, вроде принято их чем-то накачивать).

Вы вбили в поиск слова из напугавшего вас сообщения, и увидели, что точно такой же текст, который вы получили со словами «мама из нашего класса рассказала», всплыл в нескольких концах страны. Это уже, естественно, повод, чтобы отнестись к нему с подозрением. Проанализируйте текст.

– Много ли в нем фактической информации?
– Есть ли указания на дату и время?
– Не многовато ли восклицательных знаков и смайликов?
– Грамотно ли он написан, или как те «письма счастья» из прошлого? Есть ли требование «немедленно распространить»?
– Все ли вам кажется разумным и однозначным в этом тексте?
– Если в нём упоминается какая-то конкретная улица или объект (кинотеатр «Весна», например), вспомните, есть ли такие в вашем городе.
– Если есть фото «педофила» (в составе банды, с видеозаписи возле музыкальной школы), задумайтесь: почему его фотография не на официальной ориентировке, а на какой-то полуграмотной записке?

Фейк часто распространяется со словами «это рассказала мама одноклассницы моего ребенка», «сообщила учительница из нашей школы», «это было в школе №…», «прислали из полиции», «у знакомой муж работает в полиции, и он рассказал…». В комментариях к сообщению про женщину, которая просила сфотографировать ее с кустами, взрослые люди ссорились друг с другом, доказывая, что описанный эпизод произошел именно в их школе, причем делали это довольно агрессивно. Ссылка на подругу/мужа/полицию/завуча или просто безапелляционно заявление «это было в нашей школе» не доказывает достоверность истории.

Кому выгодно распространять «страшилки» среди родителей

Возникает вопрос, кто и зачем пишет такие фейки? Версий несколько, вот они:

  1. Группы в соцсетях таким образом накручивают посещаемость и повышают собственную ценность (но это не объясняет смысл распространения фейков в чатах).
  2. Это делается с целью запугать и посеять панику: что-то вроде виртуального терроризма.
  3. Люди с комплексами таким образом демонстрируют свою власть.
  4. Замеряется скорость распространения информации и алгоритмы её рассылки.
  5. Проверяется, насколько внушаемы определённые группы населения.
  6. Это делается для отвлечения внимания людей от более актуальных проблем.

Каждую версию нельзя ни достоверно подтвердить, ни опровергнуть. Остается только гадать, кому и зачем это на самом деле нужно.

Вместо рассылок поговорите с детьми о безопасности

Поверьте, то, что о случае с кустами узнают в Братске и Ставрополе, никак не повысит заботу взрослых о безопасности детей. Большинство ужаснётся, нажмет кнопку «переслать» и не поговорит с детьми, а если даже и поговорит, то этого мало.

Вспомните, как после «Зимней вишни» все озаботились пожарной безопасностью, недели две бегали по торговым центрам и проверяли, как там с запасными выходами, размещали эти фотографии в соцсетях и даже ходили куда-то жаловаться. А через две недели выходы всем перестали быть интересны. И это значит, что сейчас они снова в том же опасном состоянии.

Ни тотальный контроль, ни рассылка панических сообщений в соцсетях, ни турникеты и камеры на выходе из школы не гарантируют безопасности. И, главное, на такой базе не может развиваться самостоятельность, ответственность и прочие важнейшие для детей качества. Чему надо научить ребенка, чтобы на самом деле обеспечить ему безопасность, читайте здесь.

Чем опасны фейковые истории

Когда поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» разместил в своих группах текст о том, что это фейк и рассылать его не надо, нам начали писать в комментариях: «Что такого в том, чтобы распространять это, даже если это фейк? Я считаю, что это хорошо и правильно – лишний раз напомнить о безопасности, пусть родители поговорят со своими детьми».

Плохого в этом очень много. Во-первых, все мы помним историю из детства про мальчика, который кричал «Волки, волки!» – и когда действительно пришли волки, ему никто не поверил.

Если регулярно получать такие истеричные сообщения, то восприятие притупляется, и когда действительно возникнет ситуация, о которой надо будет всех проинформировать, многие просто не обратят на нее внимания.

Во-вторых, паника всегда и везде – плохой помощник в обеспечении безопасности, будь то реальный мир или виртуальная среда. Резкое ограничение детской свободы из-за родительского невроза обычно приводит к результатам, обратным ожидаемым. Например, когда наш отряд искал девочку, которая ушла из дома, оказалось, что родители запрещалией иметь аккаунты в соцсетях, потому что их это пугало. В итоге выяснилось, что у нее было восемь аккаунтов, о которых родители, естественно, не знали.

В-третьих, родители рассылают страшилки об угрозе, которая, слава богу, является причиной единичных случаев детских пропаж. Похищение детей с целью насилия – это, безусловно, страшная, но редкая ситуация. В десятки раз больше детей гибнут из-за несчастных случаев подо льдом, в трансформаторных будках, в заброшенных зданиях, в люках, на свалках, в деревенских туалетах, под водой, в лесу – это все реальные истории детских поисков с трагическим концом.

Кроме того, весной дети начинают выпадать из окон, круглый год они попадают под машины. Но я не представляю себе ситуации, чтобы по родительским чатам быстрее лесного пожара понеслось сообщение следующего содержания:

«ВНИМАНИЕ!!! Дорогие родители, будьте осторожны: в нашем городе появился ЛЕД!!! Уже три ребенка в одном из регионов провалились в прорубь!!! Поговорите со своими детьми, это не фейк!!!»

Или:

«БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!! По улицам города ездят водители на черных, красных, белых, желтых и синих машинах, которые не тормозят перед переходом, пишут сообщения за рулем и разговаривают по телефону. ОДЕВАЙТЕ ДЕТЕЙ В ЯРКУЮ ОДЕЖДУ СО СВЕТООТРАЖАЮЩИМИ ПОЛОСКАМИ – ИНАЧЕ ИХ НЕ ВИДНО!!! Одна женщина недалеко от школы сбила ребенка и уехала! ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ И В ВАШЕМ ГОРОДЕ!!! Максимальный репост!!!»

Такие события происходят, и гораздо чаще, чем похищения детей педофилами. Они случаются каждый день. Вам такое приходило в чате? Нет? Вот и мне тоже.

Источник:
deti.mail.ru