Вологодская область в период Великой Отечественной войны являлась стратегическим тылом действующей армии: на ее территории работали оборонные предприятия, формировались воинские части и соединения, располагались крупнейшие армейские склады, аэродромы и госпитали. Через территорию области проходила Северная железная дорога, обслуживавшая в начальный период войны до 30% транспортных перевозок советско-германского фронта. К военным и транспортным объектам, расположенным на территории края, было приковано пристальное внимание германской и финской разведок.
В 1942 году Управлением НКВД по Вологодской области разработана и осуществлена одна из наиболее успешных оперативных игр с немецкой разведкой, получившая кодовое наименование «Хозяин».
В начале февраля 1942 года чекисты захватили очередную группу диверсантов. Ее радист сдался добровольно и на допросах сообщил интересные факты. Проходя подготовку к заброске в наш тыл в Валгинской школе, он случайно встретил там своего земляка, с которым обучался радиоделу в г. Камышине. Земляк рассказал, что в начале марта его забросят в район станции Бабаево с особым заданием. При этом он заметил, что если бы советское командование своевременно узнало о его задании, то он мог бы заслужить прощение. Земляк дал адрес своей матери в Горьком и просил сообщить ей, что он жив-здоров и скоро постарается вернуться домой. Радист сообщил приметы своего земляка и высказал мнение, что такой человек вряд ли мог бы пойти на сознательное предательство. Изучение его семьи и родственников дало обнадеживающие результаты.
Уже в конце февраля все контрразведывательные и иные средства были задействованы для захвата ожидаемой диверсионной группы. 8 марта начальник Бабаевского райотдела госбезопасности сообщил, что на вокзале при проверке документов добровольно сдался вражеский парашютист, его приметы схожи с ранее разосланной ориентировкой.
По результатам допросов и анализа полученных материалов сложилась следующая картина. Задержанным оказался тот самый земляк радиста — Н.В. Алексеенко (он же Орлов — по псевдониму разведшколы). Его жена и сын находились на оккупированной территории, а мать и старший брат проживали в Горьком. До войны Алексеенко служил в армии старшиной-сверхсрочником, являлся начальником радиостанции. В октябре 1941 года попал в плен. В рижском лагере военнопленных был завербован фашистской разведкой. Обучение прошел в разведшколе в Валге.
На допросе Алексеенко заявил, что пошел в разведшколу, чтобы освободиться из плена и попасть к своим. Он также сообщил о составе группы, в которую, кроме него, входили еще двое. По словам Алексеенко, эти диверсанты сдаваться не собирались, но связь с Центром они могли осуществить только через него, так как работать на рации не умели. Радист раскрыл позывные своей радиостанции — «ВН» (начальные буквы его отчества и имени) и назвал условный знак в случае провала группы: позывные группы должны были звучать как «НВ».
Основываясь на полученных материалах, был разработан план операции, одобренный Москвой. Он заключался в том, чтобы «провалить» одну из радиостанций, работавших под контролем чекистов, а другую «вывести из игры» под предлогом отсутствия батарей питания. В этом случае у противника оставался только один вариант — делать ставку на группу Алексеенко.
В соответствии с разработанным планом Алексеенко посылал в Центр одну шифровку за другой. Суть сообщений заключалась в том, что советские войска активно готовятся к прорыву блокады Ленинграда. В связи с этим в Вологде наблюдается большое скопление войск, ежесуточно на запад проходят десятки эшелонов с военной техникой и боеприпасами. Цель дезинформации заключалась в том, чтобы не позволить противнику перебросить войска с Ленинградского фронта на южное направление, где начиналось сражение под Сталинградом. План был успешно выполнен. Гитлеровское командование совершило стратегическую ошибку, оставив значительные силы под Ленинградом. На Волге фашисты потерпели поражение, которое стало началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Об эффективности работы сотрудников Вологодского УНКВД свидетельствуют следующие цифры: только за период с конца 1942 до середины 1943 года на территории Вологодской области было задержаны 32 диверсионно-разведывательные группы противника общей численностью 144 человека.