Нынешний блок школьных духовно-нравственных дисциплин ОРКСЭ должен преимущественно состоять из Основ православной культуры и преподаваться на протяжении всей школы — со 2-го по 10-й класс. Регионы, где этого не происходит, нужно брать на заметку. А священники должны участвовать в обучении школьников общеобразовательных школ, благо тезиса об отделении школы от церкви в российской Конституции XXI века нет. К таким выводам пришли участники круглого стола в Госдуме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», прошедшего в рамках VII Рождественских парламентских встреч.
Фото: duma.gov.ru
Современного российского школьника — бездуховного и безнравственного — может спасти разве что многократный рост объема курса Основ религиозных культур и светской этики. А точнее — «традиционной российской религии», т.е. православного блока. Изучать его надо не в 4-м классе, как сейчас, а со 2-го по 10-й, не боясь перегрузить детей кучей дополнительных учебных часов в неделю, убежден председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: ибо «на самом деле, это не проблема учебной нагрузки, а проблема жизни».
Одновременно, считает владыка, надо финансировать за счет бюджета (т.е. денег всех налогоплательщиков, независимо от их вероисповедания) частные православные детские сады и школы. И в этом святом деле замминистра просвещения Татьяна Синюгина, присутствовавшая на слушаниях, тут же пообещала содействие своего ведомства, «если региональные власти, в чьем ведении находятся эти учебные заведения, сами этого не делают». При этом примечательно, что курс основ религиозных культур и светской этики в обычных школах чиновная дама называла без затей — основы православной культуры и светской этики.
Впрочем, дальше всех по пути искоренения бездуховности и безнравственности российских школяров исключительно силами РПЦ ушел зампред думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Сысоев, также озаботившийся данной проблемой. Попеняв для начала представителям Минпроса за непредоставленную ему статистику о выборе родителями модуля ОРКСЭ для изучения их детьми, он перешел к главному:
— Все епархии должны получать информацию, в каких регионах изучают основы православной культуры, есть ли там продвижение этих показателей, а где отказались!
Более того. Какую-то статистику этого рода депутат все же нашел сам. Но она его не устроила: «В сельских епархиях основы православной культуры выбрали лишь 13% школьников. В городских — 20%. Но это же очень мало! Считаю, что надо рекомендовать Минпросвещения административно обязывать руководство школ расширять изучение ОПК! Но добровольно!»
Вести «духовно-нравственные занятия», по мнению этого и других участников слушаний, должны, естественно, священники. Тем более что из нынешней Конституции страны исчез тезис об отделении школы от церкви. Осталось лишь «правильно» оттрактовать понятия «светское государство» и «светский характер образования», подчеркнул завлаб развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Игорь Метлик. И дело в шляпе. А то сегодня клир не допускают в школы исключительно по причине трактовки «неправильной».
Говорить на фоне этих перлов, что все эвфемизмы отброшены и курс ОРКСЭ, поначалу официально стыдливо именовавшийся «культуроведческим», открыто стали называть религиозным, как-то несерьезно. На подходе второе пришествие в российскую школу «Закона Божиего». Вот только воспитается ли с его помощью особо нравственное поколение — большой вопрос. Так, изучавший этот предмет, как и все гимназисты, кроме «инородцев», Володя Ульянов, как известно, объявил тотальную войну как «опиуму для народа» в целом, так и каждому из его служителей-попов в частности. А уж что с ними творил выпускник духовной семинарии Иосиф Джугашвили со товарищи, и вспоминать противно.