Прочь отсюда

[Обзор прессы]

Всё больше вологжан готовы уехать из области, чтобы найти достойную работу.

НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Ситуация на рынке труда Вологодской области хуже, чем в большинстве российских регионов. К такому выводу пришло РИА «Рейтинг», составившее «Индекс рынка труда в субъектах РФ» по итогам 2017 года. Вологодская область заняла в нем 60-е место из 85 возможных.
Это значит, что шанс найти хорошую работу у среднестатистического вологжанина ниже, чем у жителей большинства других регионов России и Северо-Западного округа. К примеру, в СЗФО хуже, чем у нас, дела обстоят только в Карелии и Псковской области.

Индекс рынка труда рассчитывается на основе анализа нескольких показателей: уровня оплаты труда, уровня занятости, емкости рынка труда, трудовых условий и т.д. С его помощью РИА «Рейтинг» определяет, насколько привлекателен для людей тот или иной регион в плане трудоустройства и работы.

СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Средняя зарплата в Вологодской области сегодня, согласно официальной информации, превышает 34 тысячи рублей. Однако если посмотреть список востребованных в регионе профессий, то практически ни за одну из них столько не платят.

К примеру, зарплата маляра составляет сейчас 31 756 рублей, арматурщика — 31 326 рублей, электросварщика — 29 574, водителя автомобиля — 20 635, слесаря-ремонтника — 18 280, доярки — 17 370, продавца продуктов — 13 067, повара — 11 857 рублей, а дворника — 6 593 рубля.

Уровень официальной безработицы в нашей области на сегодняшний день составляет 1,2%. Однако по методике подсчета Международной организации труда она в четыре раза выше — около 5%.

К 2035 году в Вологодской области будет восемь районов с численностью менее 10 тысяч человек.

Согласно сводному прогнозу занятости, который предоставил «Премьеру» областной Департамент труда и занятости населения, в течение ближайших 10 лет численность занятых в нашем регионе будет снижаться на 2 тысячи человек ежегодно. В итоге если сегодня она составляет 553,5 тысячи человек, то к 2027 году уменьшится до 532,4 тысячи.

ИСКАТЬ ПО БЕЛУ СВЕТУ

Сегодня почти треть населения Вологодчины хочет поменять свое место жительства и переехать: кто в областной центр, кто в Череповец, а кто и вообще в другой регион. Таковы результаты социологического исследования, которое провел Вологодский научный центр РАН.
Основная причина для возможного переезда — сложная обстановка на рынке труда. 22% вологжан заявили социологам, что хотят уехать, потому что в их муниципалитете нет работы, а 15% — потому что испытывают сложности при трудоустройстве.

«В Бабаевском районе раньше было 16 колхозов и четыре совхоза, пять обслуживающих предприятий, крахмалопаточный завод, маслозавод — и всё работало. У нас было 20 тысяч голов крупного рогатого скота, мы сдавали 2,5 тысячи тонн мяса и почти 19 тысяч тонн молока в год, — говорит председатель районного совета ветеранов Мария Цирюльникова. — А что мы даем сегодня?»
Причем оставляет область прежде всего молодежь. Если в 2006 году средний возраст «эмигрантов» составлял 37 лет, то в 2016 году — уже 27 лет.

«Мы переехали в Белгородскую область. Здесь зарплаты выше, а «коммуналка» и продукты дешевле. Налоги ниже, дороги лучше, — сообщила «Премьеру» Катерина, чья семья жила раньше в одном из восточных районов Вологодчины. — Что мне особенно нравится — нет повального пьянства: алкоголь стоит дороже, да и пить не модно. Кроме того, здесь большое количество спортивных и культурных объектов. Даже самые маленькие деревни газифицированы».

НАРОД НЕ БЕЗМОЛВСТВУЕТ

Чтобы понять, действительно ли многие вологжане хотят поменять свою родину на другой регион, мы спросили у них об этом в соцсетях. В итоге мнения были высказаны самые разные.

Одни считали, что оставлять родной край неправильно, наоборот, его нужно восстанавливать и развивать. Вторые отнеслись к идее переезда скептически, поскольку, по их мнению, «обстановка с работой по всей стране одинакова», и пытаться хорошо заработать в других краях, республиках и областях бессмысленно.

Сегодня почти треть населения Вологодчины хочет поменять свое место жительства и переехать: кто в областной центр, кто в Череповец, а кто и вообще в другой регион.

Однако немало нашлось и тех, кто действительно хотел бы покинуть Вологодскую область.

«С радостью»; «Если бы была подходящая работа, уехала бы»; «С удовольствием уехал бы: ни перспектив, ни жилья, ни работы»; «Очень много желающих, но мало возможностей»; «Да, потому что нет досуга для молодежи, нет перспектив в развитии и дорогое жилье», — отвечали они.

А жители Бабаева, вдохновившись нашей инициативой, даже устроили в одной из своих групп «ВКонтакте» опрос на тему: «Переехали бы вы в другую область?» В итоге 62% ответивших выбрали вариант «Да, при первой же возможности».

КАК ЖИТЬ?

Между тем Вологодчина постепенно теряет свое население. Естественная убыль в союзе с миграцией привели к тому, что с 1991 года количество жителей региона уменьшилось на 178 тысяч человек.

«К 2035 году в Вологодской области будет восемь районов с численностью менее 10 тысяч человек: Вашкинский, Междуреченский, Нюксенский, Сямженский, Тарногский, Усть-Кубинский, Харовский и Чагодощенский, — сообщает научный сотрудник Вологодского научного центра РАН Николай Ворошилов. — Скорее всего, они после этого будут объединены со своими соседями».

«Мы пожили, а нашим детям и внукам здесь будет тяжело, — уверен пенсионер Александр Васильевич из Междуреченского района. — Большинство и так уже уехало в город или работает в командировках. Предприятия почти все угроблены, мелкая торговля выжимается супермаркетами, цены такие, что внука к школе собрать — кошмар».

«В Грязовецком районе у 30% работающих зарплата до 15 тысяч рублей, а еще у 30% — от 15 до 20 тысяч. И не думаю, что в других районах как-то иначе, — считает депутат Земского собрания Грязовецкого района, учитель Евгения Копничева. — При этом доходы не растут, хотя цены увеличиваются каждый год. А оптимизация? После нее человек просто начинает работать больше за ту же зарплату, какую получал раньше. А еще сейчас в районах активно вводят аутсорсинг — например, из состава системы образования вывели поваров, прачек и сейчас заключают с ними гражданско-правовые договоры, по которым они вынуждены соглашаться трудиться на 0,65 ставки, 0,5 ставки. И как людям жить на эти деньги?»

Источник:
газета "Премьер"