«Просто забили»: Как торговые центры выполняют пожарные требования

В воскресенье сгорел кемеровский торговый комплекс «Зимняя вишня». В нем не сработала пожарная сигнализация, а часть посетителей кинотеатра, в том числе дети, оказалась заблокирована в одном из залов — на время сеанса их закрыли, чтобы не пускать безбилетников. По последним данным, подтверждена гибель 53 человек.

The Village поговорил с людьми, которые управляют торговыми центрами и открывают торговые точки в разных городах России, о том, как выполняются правила пожарной безопасности и почему трагедия возможна где угодно.

Как проходят пожарные проверки

Владельцы ТЦ или их управляющие компании, конечно, не горят энтузиазмом тратить два-три часа днем на пробные эвакуации, ведь у них от этого падает выручка. Чтобы сдать ТЦ, достаточно просто повесить оросительные трубы — комиссия оценивает просто их наличие, а даже не наличие воды в этих трубах. И с зажигалкой инспектор не полезет к датчику, и пожарный не скажет директорам: «Ребята, давайте потренируемся эвакуироваться».

Инспектор ведь как страхует свою задницу: он приезжает в ТЦ, видит нарушения, пишет «предписание на их устранение» — и уезжает. Через три месяца возвращается, видит, что ничего не изменилось, и, например, берет взятку. А в реальности МЧС вообще-то имеет право закрыть любой бизнес до устранения нарушений, и это серьезно.

Крутые управляющее компании систематически проводят учения, врубают все сирены, а главное, тренируют сотрудников, чтобы они не растерялись при реальном пожаре. Систему оповещения тоже регулярно тестируют: например, в бизнес-центрах класса А проверки должны происходить минимум раз в год.

У любого здания должен быть проект противопожарной безопасности, в нем несколько элементов: например, система оповещения, то есть когда голосом тебе подают команду «Внимание, просьба покинуть помещение». Второй момент — это противопожарная сигнализация, то есть сирена. Одновременно блокируются лифты, эскалаторы, все автоматические двери открываются. Плюс включается система дымоудаления — вдоль путей эвакуации всегда проектируется огромная вытяжка.

Какие правила не выполняются

Самое частое нарушение — это когда управляющий или арендаторы загораживают пути отхода и эвакуации, очень часто блокируют противопожарные двери. Видимо, чтобы люди не гуляли где не положено. Ответственность за пожарную безопасность действительно должна лежать и на арендаторе — в грамотных договорах сейчас ее прописывают. Огнетушители должны висеть, и смесь в них должна быть не просрочена — их нужно регулярно менять. Это стоит копейки, но арендаторы часто даже на этом экономят. А ведь с помощью современного огнетушителя можно быстро потушить очаг горящего поролона, например.

Ситуаций с упрощенными проверками для ТЦ, когда он внезапно зарегистрирован как «малый бизнес», быть вообще не должно — это же место массового скопления людей, а не ларек, где девочка-стартапер варит кофе. Обычно эта хитрость срабатывает, когда торговым центром владеют несколько индивидуальных предпринимателей — почему он и считается малым бизнесом, — а де-факто за ними все равно один бенефициар.

То, что двери в кинотеатр были закрыты, — это криминал. Поймите, ведь это же кинотеатр, это особые требования к материалам, к противопожарной защите, там все просчитывается поминутно, сколько метров до эвакуационного выхода и прочее. У меня ощущение, что здесь на все это просто забили.

Какие ТРЦ могут быть небезопасны

То, что произошло в Кемерове, скорее исключение из правил, нежели практика. У нас есть ресторан в другом торговом центре Кемерова — «Лапландии», я думаю, сейчас там будет какая-то проверка. Но это профессиональный ТРЦ, он дорожит своей репутацией. В таких местах специалисты по пожарной безопасности — главные люди. «Зимняя вишня» — небольшой центр третьего класса, в них все работает хуже.

 Такое количество людей погибло, наверно, не потому, что произошел пожар, а потому что были препятствия при эвакуации. Вообще, я заметил, что за Уралом правила безопасности контролируют слабее, чем в Москве

В основном это относится к мелким торговым комплексам. В «Меге» очень жесткие требования к пожарной безопасности, там даже устанавливают дополнительные правила, которые не предусмотрены законом, и их приходится выполнять. Мы в последний раз делали там ресторан, и нам не давали разрешение на открытие без плана эвакуации: если не все сделано по нормам, ты не откроешься.

Почему магазины не соблюдают правила

Я занимаюсь открытием новых магазинов, у меня был опыт развития и больших компаний с точками площадью в тысячу квадратных метров. Я открывал салоны «Евросети», заведения общепита, магазины косметики. Раньше была полная вакханалия по части пожарной безопасности. После «Хромой лошади» был всплеск проверок, но потом пошумели и забыли. Сейчас наверняка пройдут внеплановые проверки.

В ТРЦ мы постоянно сталкивались с проблемами согласования противопожарных проходов. Здесь коммерческий вопрос: вы платите за всю площадь, а вас заставляют делать коридор шириной 2,4 метра. Умножьте на длину 50 метров — вы получаете бесполезное пространство. Сами ретейлеры нарушают правила. Зайдите в любой магазин, даже крупный, и посмотрите, насколько близко друг к другу расположены рейлы с одеждой и торговое оборудование. А если начнется паника, что там будет?

Все нормы можно соблюдать, но обычно это вопрос денег: маленькая площадь, все пытаются сэкономить. На объекте всегда есть ответственный за пожарную безопасность, но это чистая формальность. В моей практике не было каких-то учений и обучений. Такие корочки покупаются.

Можно ли верить плану эвакуации

Любой магазин проверяют сотрудники МЧС, они приходят на объект, смотрят проект, на то, что в итоге построено, проверяют сигнализацию. В большинстве случаев есть возможность решить вопрос за деньги. Если взять 100 % объектов, в 50 % случаев, я думаю, вопрос решали неофициально. Все зависит от типа нарушений: иногда просто закрывают глаза, ведь если у вас противопожарный коридор шириной два метра вместо 2,4 — это менее критично, чем неработающая система пожарного оповещения.

У меня был случай в одной компании, когда инспектор нашел нарушения и сказал, что на эти замечания можно закрыть глаза. У нас не вымогали деньги, но он сказал так —  а дальше понимайте как хотите. Но в любом случае добро на открытие дает торговый центр — стоит надеяться на его ответственность.

Обычный посетитель не сможет определить, работает ли в торговом центре пожарная сигнализация — для этого нужен специалист.

 План эвакуации на стене ни о чем не говорит — не факт, что он вообще актуален: в торговом центре меняются арендаторы, меняются зоны

К тому же на план эвакуации никто не смотрит, никто не думает о том, как будет выходить, если вдруг что-то случится.

Берут ли инспекторы взятки

Есть плановые и внеплановые проверки. Плановые проводятся раз в три года, внеплановые проверки теоретически могут проходить и чаще. Но по нынешним временам этим не злоупотребляют. По моим ощущениям, в Москве органы госнадзора достаточно загружены, поэтому не могу сказать, что они ходят и бесконечно всех проверяют.

В обязательном порядке проверки проводятся после таких событий, как сейчас. Например, проверки были после случая в ТЦ «Адмирал». Как правило, после этого выходит циркуляр и все начинают шевелиться. Также у надзорников есть понимание, какие из объектов проблемные, а какие нет. По новым, недавно сданным объектам меньше вопросов, они современные и понятные. По странным реконструкциям, например старым промышленным зданиям, которые выполняют сейчас другие функции, как правило, больше вопросов.

Если есть замечания, то их в обязательном порядке нужно исправлять. От степени критичности этих замечаний возможны разные последствия — от штрафа до приостановки деятельности на 90 дней. Инспекторы любых уровней не готовы нести персональную ответственность в случае инцидентов.

 На региональном уровне все может быть по-другому, но в Москве и Санкт-Петербурге никто взятки брать и глаза закрывать не будет. И так происходит последние лет семь

Почему трагедия может случиться где угодно

Трагедия, как в Кемерове, теоретически могла случиться где угодно. Есть довольно много зданий без налаженной ежедневной системы контроля и профессионалов, которые понимают, как за этим следить. По-прежнему формально проводятся учения: систему включают, а никто не выбегает.

Вот этот бардак и русское ******** [безразличие] встречается во всех регионах. Сегодня можно прийти проверить, а завтра пожарный коридор будет заставлен. Сегодня система работает, а завтра придут делать ремонт и случайно отрежут какой-то шлейф. Одними проверками результата не достичь, нужно, чтобы сам собственник на регулярной основе этим занимался и понимал, что любое действие имеет следствие.

Источник: The Village
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика