Страховые компании подали в минувшем году в правоохранительные органы более 8 тыс. заявлений о возможном мошенничестве клиентов. Это значительно больше, чем в прошлые годы, сообщили РБК крупнейшие игроки рынка.
В 2017 году страховые компании направили в правоохранительные органы 8,1 тыс. заявлений о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, сообщили РБК во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Более чем по 1,5 тыс. заявлений уже возбуждены уголовные дела, по остальным правоохранительные органы либо отказали в возбуждении, либо дело находится на рассмотрении, сообщили в ВСС.
ВСС впервые подвел итоги года по суммарному числу обращений в правоохранительные органы по всему сектору, поэтому общую динамику пока оценить сложно. Вместе с тем опрошенные РБК крупнейшие страховщики отмечают, что количество таких заявлений растет. Причины — в активизации деятельности недобросовестных юристов, которые скупают права требования к страховщикам, фальсифицируют ДТП и экспертизы, в росте непрофильных выплат в судах в последние годы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) и появлении мошеннических схем в других видах страхования.
Компании подтверждают рост
Из поданных заявлений основная часть — 3,2 тыс., или почти 40%, — пришлась на «Росгосстрах». При этом «Росгосстрах» оказался не только самым активным во взаимодействии с правоохранительными органами, но и самым результативным: по заявлениям этой компании в прошлом году возбуждалось уголовное дело в одном из трех случаев, а у остальных компаний — лишь в одном из десяти.
Как сообщил РБК представитель «Росгосстраха», количество возбужденных по обращениям компании уголовных дел за год выросло вдвое, а предотвращенный ущерб — на 34%. «За счет решительной борьбы с криминалом разных мастей компании «Росгосстрах» в 2017 году удалось сохранить более 700 млн руб.», — заявил представитель компании.
Как рассказал РБК заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев, в 2017 году МАКС подала 550 заявлений, по 24 из них возбуждены уголовные дела. «В среднем от установления факта мошенничества до возбуждения уголовного дела проходит два-три месяца», — добавляет он. Большинство заявлений этой компанией направляется при несоответствии повреждений заявленным обстоятельствам ДТП.
«АльфаСтрахование» в 2017 году подало около 1 тыс. заявлений, что почти на 30% больше по сравнению с прошлым годом. В результате правоохранительными органами были возбуждены 104 уголовных дела против 48 годом ранее.
Рост количества заявлений в правоохранительные органы отмечают также в «ВТБ Страховании» и «Ренессанс Страховании». Если в 2015 году были поданы 75 заявлений и возбуждены пять дел, в 2016-м — 78 заявлений и возбуждены 24 уголовных дела, то в 2017 году компания подала 110 заявлений, по которым возбуждены 38 дел, рассказал управляющий директор службы безопасности группы «Ренессанс Страхование» Дмитрий Дуринов. От «ВТБ Страхования» в 2017 году были направлены в правоохранительные органы 40 заявлений по факту мошенничества против 28 заявлений в 2016 году и 27 в 2015 году, рассказал представитель компании.
Как действуют мошенники
Основная часть поданных страховыми компаниями заявлений касается ОСАГО, указывают в ВСС. Сами страховщики поясняют, что на этот вид страхования приходится почти 90% заявлений, так как это самый распространенный и доступный вид страхования. По их оценкам, самый частый вид мошенничества в автостраховании — инсценировка аварии с целью получения выплаты по страховому полису, спланированный угон застрахованного по каско автомобиля, подделка полисов автострахования.
По словам Дмитрия Дуринова, в автостраховании наиболее частыми видами мошенничества являются спланированные ДТП с автомобилями, заранее имеющими повреждения либо от других ДТП, либо с поврежденными элементами от иных автомобилей, ввод некорректных данных при заключении договора страхования ОСАГО с целью уменьшения страховой премии и/или сокрытия реальной цели использования транспортного средства.
Кроме того, законодательство позволяет так называемым автоюристам взыскивать со страховщиков большие штрафные санкции, говорит партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «В совокупности с простотой инсценировки ДТП или угона, возможности использования европротокола, коррумпированности оценщиков, несовершенства информационных баз страховщиков и ГИБДД это является неисчерпаемым источником дохода мошенников», — дополняет он.
«До 85–90% всех наших заявлений в органы на настоящий момент связано с автострахованием как самым массовым и доступным видом страхования. Это не только случаи прямого мошенничества, например имитация аварии, но и косвенного — создание фишинговых сайтов с целью кражи персональных данных, угон автомобиля», — рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук.
Страховщики отмечают, что мошеннические действия встречаются и с полисами личного и имущественного страхования. В имущественном страховании это чаще всего либо попытка застраховать уже поврежденное или несуществующее имущество, либо попытка застраховаться на завышенную сумму, чтобы потом заявить кражу или полное уничтожение и претендовать на сумму в два-три раза выше, говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Наиболее распространены случаи предоставления поддельных медицинских документов и ложных медицинских экспертиз, добавляет РБК руководитель правового управления компании «Сбербанк страхование жизни» Александр Козинов. Он отмечает, что встречаются случаи, когда клиенты знают о наступлении страхового события и после этого уже приобретают полис и даже начинают оформление инвалидности. «Однако умысел обычно бывает трудно доказать, поэтому такие ситуации регулируются скорее продуктовыми решениями, например временной франшизой (началом действия страхового покрытия не сразу, а через некоторое время. — РБК)», — пояснил Козинов. За 2017 год компания «Сбербанк страхование жизни» направила два заявления по факту мошенничества с договорами страхования.
Мошенники могут ходить по квартирам и предлагать услуги по страхованию жизни, здоровья пожилым людям и отдают деньги лицам, которые пообещают им прибавку к пенсии либо бесплатный отдых в санатории, говорит адвокат BGP Litigation Дмитрий Ипатиков. «Способом совершения преступления при этом будет подделка документов о том, что продажу полиса осуществляет сотрудник страховой компании, а также выдача поддельного документа на получение льготы, преимущества, например бесплатного отдыха в санатории», — уточняет юрист.
Почему мало дел
Процент возбуждения уголовных дел невысок из-за недостатка опыта сотрудников полиции в расследовании такого рода преступлений, а иногда и просто нежелания серьезно заниматься заявлениями страховщиков, считает Виктор Алексеев из СК «МАКС». Он связывает это с отсутствием прав и полномочий у служб расследования самих страховых компаний для сбора и документирования противоправной деятельности мошенников, а также с формальными отказами экспертно-криминалистического центра УВД на местах от проведения доказывающих фальсификацию аварии исследований.
Кроме того, для выявления признаков мошенничества страховщику отводится до десяти дней, говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. В связи с этим нередко бывает так, что сначала принимается решение отказать в возбуждении уголовного дела, затем страховая решает его обжаловать, материал дела возвращается на доработку, и лишь после этого выносится новое решение. «Если мы с ним не согласны, обжалуем снова и снова», — поясняет Иванов.
Однако не исключена вина и самих страховых компаний, а именно их сотрудников, в том, что процент возбужденных дел крайне низок, говорит партнер FMG Михаил Фаткин. Он не исключает, что сотрудники страховых компаний сами не всегда заинтересованы в том, чтобы заявление дошло до уголовного дела и суда. «К примеру, если сотрудники являются соучастником преступления. К примеру, они страховали уже битую машину, проводили некачественную экспертизу и пр.», — поясняет Фаткин. В этом случае менеджер лишь формально отчитывается перед головным офисом направлением заявления в полицию, но, например, «забывает» приложить к нему необходимые документы или дать пояснения, добавляет он.
Единственным действенным наказанием для мошенников является осуждение к реальным срокам заключения по уголовным делам, иные варианты не оказывают должного влияния, говорит Дмитрий Горбунов. По его мнению, причины такого низкого процента возбужденных дел также в загруженности правоохранительных органов и недостаточная квалификация их сотрудников.
Нужен комплексный подход
ЦБ принципиально важно, чтобы мошенничество выявлялось и пресекалось вне зависимости от того, осуществляется оно вне или, как утверждают отдельные эксперты, в самих страховых компаниях, заявил РБК заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. Он отметил, что поскольку проблема носит комплексный характер, то для ее решения необходима координация усилий регулятора, страхового сообщества, правоохранительных органов и местных органов власти. «В частности, с участием Банка России проводятся совещания по выработке мер по борьбе со страховым мошенничеством в субъектах РФ, а также на уровне заместителей генеральных прокуроров федеральных округов», — пояснил Чистюхин. Кроме того, в Банке России в прошлом году создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят в том числе представители страхового сообщества и МВД, добавил он.
Этой группой уже принято решения о более тесном информационном взаимодействии, создании методических документов по расследованию мошенничества в сфере страхования, подготовке обзоров по возбужденным уголовным делам, отмечает Виктор Алексеев.
Еще одним решением является исключение страховых агентов из цепочки страховая компания — страховой агент — потребитель, говорит Дмитрий Горбунов. «В настоящее время это и делается благодаря переходу на электронные полисы и единые информационные базы для их проверки», — добавляет он.
В 2017 году страховые компании направили в правоохранительные органы 8,1 тыс. заявлений о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, сообщили РБК во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Более чем по 1,5 тыс. заявлений уже возбуждены уголовные дела, по остальным правоохранительные органы либо отказали в возбуждении, либо дело находится на рассмотрении, сообщили в ВСС.
ВСС впервые подвел итоги года по суммарному числу обращений в правоохранительные органы по всему сектору, поэтому общую динамику пока оценить сложно. Вместе с тем опрошенные РБК крупнейшие страховщики отмечают, что количество таких заявлений растет. Причины — в активизации деятельности недобросовестных юристов, которые скупают права требования к страховщикам, фальсифицируют ДТП и экспертизы, в росте непрофильных выплат в судах в последние годы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) и появлении мошеннических схем в других видах страхования.
Компании подтверждают рост
Из поданных заявлений основная часть — 3,2 тыс., или почти 40%, — пришлась на «Росгосстрах». При этом «Росгосстрах» оказался не только самым активным во взаимодействии с правоохранительными органами, но и самым результативным: по заявлениям этой компании в прошлом году возбуждалось уголовное дело в одном из трех случаев, а у остальных компаний — лишь в одном из десяти.
Как сообщил РБК представитель «Росгосстраха», количество возбужденных по обращениям компании уголовных дел за год выросло вдвое, а предотвращенный ущерб — на 34%. «За счет решительной борьбы с криминалом разных мастей компании «Росгосстрах» в 2017 году удалось сохранить более 700 млн руб.», — заявил представитель компании.
Как рассказал РБК заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев, в 2017 году МАКС подала 550 заявлений, по 24 из них возбуждены уголовные дела. «В среднем от установления факта мошенничества до возбуждения уголовного дела проходит два-три месяца», — добавляет он. Большинство заявлений этой компанией направляется при несоответствии повреждений заявленным обстоятельствам ДТП.
«АльфаСтрахование» в 2017 году подало около 1 тыс. заявлений, что почти на 30% больше по сравнению с прошлым годом. В результате правоохранительными органами были возбуждены 104 уголовных дела против 48 годом ранее.
Рост количества заявлений в правоохранительные органы отмечают также в «ВТБ Страховании» и «Ренессанс Страховании». Если в 2015 году были поданы 75 заявлений и возбуждены пять дел, в 2016-м — 78 заявлений и возбуждены 24 уголовных дела, то в 2017 году компания подала 110 заявлений, по которым возбуждены 38 дел, рассказал управляющий директор службы безопасности группы «Ренессанс Страхование» Дмитрий Дуринов. От «ВТБ Страхования» в 2017 году были направлены в правоохранительные органы 40 заявлений по факту мошенничества против 28 заявлений в 2016 году и 27 в 2015 году, рассказал представитель компании.
Как действуют мошенники
Основная часть поданных страховыми компаниями заявлений касается ОСАГО, указывают в ВСС. Сами страховщики поясняют, что на этот вид страхования приходится почти 90% заявлений, так как это самый распространенный и доступный вид страхования. По их оценкам, самый частый вид мошенничества в автостраховании — инсценировка аварии с целью получения выплаты по страховому полису, спланированный угон застрахованного по каско автомобиля, подделка полисов автострахования.
По словам Дмитрия Дуринова, в автостраховании наиболее частыми видами мошенничества являются спланированные ДТП с автомобилями, заранее имеющими повреждения либо от других ДТП, либо с поврежденными элементами от иных автомобилей, ввод некорректных данных при заключении договора страхования ОСАГО с целью уменьшения страховой премии и/или сокрытия реальной цели использования транспортного средства.
Кроме того, законодательство позволяет так называемым автоюристам взыскивать со страховщиков большие штрафные санкции, говорит партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «В совокупности с простотой инсценировки ДТП или угона, возможности использования европротокола, коррумпированности оценщиков, несовершенства информационных баз страховщиков и ГИБДД это является неисчерпаемым источником дохода мошенников», — дополняет он.
«До 85–90% всех наших заявлений в органы на настоящий момент связано с автострахованием как самым массовым и доступным видом страхования. Это не только случаи прямого мошенничества, например имитация аварии, но и косвенного — создание фишинговых сайтов с целью кражи персональных данных, угон автомобиля», — рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук.
Страховщики отмечают, что мошеннические действия встречаются и с полисами личного и имущественного страхования. В имущественном страховании это чаще всего либо попытка застраховать уже поврежденное или несуществующее имущество, либо попытка застраховаться на завышенную сумму, чтобы потом заявить кражу или полное уничтожение и претендовать на сумму в два-три раза выше, говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Наиболее распространены случаи предоставления поддельных медицинских документов и ложных медицинских экспертиз, добавляет РБК руководитель правового управления компании «Сбербанк страхование жизни» Александр Козинов. Он отмечает, что встречаются случаи, когда клиенты знают о наступлении страхового события и после этого уже приобретают полис и даже начинают оформление инвалидности. «Однако умысел обычно бывает трудно доказать, поэтому такие ситуации регулируются скорее продуктовыми решениями, например временной франшизой (началом действия страхового покрытия не сразу, а через некоторое время. — РБК)», — пояснил Козинов. За 2017 год компания «Сбербанк страхование жизни» направила два заявления по факту мошенничества с договорами страхования.
Мошенники могут ходить по квартирам и предлагать услуги по страхованию жизни, здоровья пожилым людям и отдают деньги лицам, которые пообещают им прибавку к пенсии либо бесплатный отдых в санатории, говорит адвокат BGP Litigation Дмитрий Ипатиков. «Способом совершения преступления при этом будет подделка документов о том, что продажу полиса осуществляет сотрудник страховой компании, а также выдача поддельного документа на получение льготы, преимущества, например бесплатного отдыха в санатории», — уточняет юрист.
Почему мало дел
Процент возбуждения уголовных дел невысок из-за недостатка опыта сотрудников полиции в расследовании такого рода преступлений, а иногда и просто нежелания серьезно заниматься заявлениями страховщиков, считает Виктор Алексеев из СК «МАКС». Он связывает это с отсутствием прав и полномочий у служб расследования самих страховых компаний для сбора и документирования противоправной деятельности мошенников, а также с формальными отказами экспертно-криминалистического центра УВД на местах от проведения доказывающих фальсификацию аварии исследований.
Кроме того, для выявления признаков мошенничества страховщику отводится до десяти дней, говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. В связи с этим нередко бывает так, что сначала принимается решение отказать в возбуждении уголовного дела, затем страховая решает его обжаловать, материал дела возвращается на доработку, и лишь после этого выносится новое решение. «Если мы с ним не согласны, обжалуем снова и снова», — поясняет Иванов.
Однако не исключена вина и самих страховых компаний, а именно их сотрудников, в том, что процент возбужденных дел крайне низок, говорит партнер FMG Михаил Фаткин. Он не исключает, что сотрудники страховых компаний сами не всегда заинтересованы в том, чтобы заявление дошло до уголовного дела и суда. «К примеру, если сотрудники являются соучастником преступления. К примеру, они страховали уже битую машину, проводили некачественную экспертизу и пр.», — поясняет Фаткин. В этом случае менеджер лишь формально отчитывается перед головным офисом направлением заявления в полицию, но, например, «забывает» приложить к нему необходимые документы или дать пояснения, добавляет он.
Единственным действенным наказанием для мошенников является осуждение к реальным срокам заключения по уголовным делам, иные варианты не оказывают должного влияния, говорит Дмитрий Горбунов. По его мнению, причины такого низкого процента возбужденных дел также в загруженности правоохранительных органов и недостаточная квалификация их сотрудников.
Нужен комплексный подход
ЦБ принципиально важно, чтобы мошенничество выявлялось и пресекалось вне зависимости от того, осуществляется оно вне или, как утверждают отдельные эксперты, в самих страховых компаниях, заявил РБК заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. Он отметил, что поскольку проблема носит комплексный характер, то для ее решения необходима координация усилий регулятора, страхового сообщества, правоохранительных органов и местных органов власти. «В частности, с участием Банка России проводятся совещания по выработке мер по борьбе со страховым мошенничеством в субъектах РФ, а также на уровне заместителей генеральных прокуроров федеральных округов», — пояснил Чистюхин. Кроме того, в Банке России в прошлом году создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят в том числе представители страхового сообщества и МВД, добавил он.
Этой группой уже принято решения о более тесном информационном взаимодействии, создании методических документов по расследованию мошенничества в сфере страхования, подготовке обзоров по возбужденным уголовным делам, отмечает Виктор Алексеев.
Еще одним решением является исключение страховых агентов из цепочки страховая компания — страховой агент — потребитель, говорит Дмитрий Горбунов. «В настоящее время это и делается благодаря переходу на электронные полисы и единые информационные базы для их проверки», — добавляет он.
Автор: Екатерина Литова.