Арбитражный суд Вологодской области рассматривает иск к городской администрации, требующий признать незаконным постановление о развитии территории в квартале «Старый рынок».
Орлова, 1Б, за вечерней школой похож на стандартное деревянное строение, переместившееся в центр квартала «Старый рынок» из Заречья словно по воздуху. Поленницы дров, палисад, куча мусора, деревянные мостки…
На стук открывает веселая цыганская семья и выдает в течение одной минуты несколько версий того, на каком основании они находятся в этом доме. Сначала они рассказывают, что приобрели квартиру. Затем в их бойком разговоре проскальзывают слова «аренда» и «временная регистрация». В финале беседы жители признаются, что «сторожат дом для Игоря».
С другой стороны этого одноэтажного дома — еще одна квартира. Жильцы говорят, что платят некоему «Игорю за аренду «трешки» пять тысяч рублей и, в общем-то, рады жить в центре за такую небольшую плату…
Строительство, которого нет
В нескольких десятках метров от этого «доходного дома» идет строительство. Масштаб работ высоким забором скрыт от глаз прохожих, которые привыкли пересекать квартал «Старый рынок» через пролом на улицу Мира. Рабочие, которые уже вырыли котлован глубиной примерно 1,5-2 метра, пока не знают, что именно будет выстроено на этом месте — торговый центр или ресторан.
«Наш начальник нам ничего не говорил. А что никто не знает, что именно здесь строится, это вы напрасно. К нам пару раз заходили археологи, смотрели, но мы честно и им, и вам говорим: «Ничего ценного мы здесь не нашли, несмотря на то, что это исторический центр», — говорят рабочие.
На запрос «Премьера» представители городской администрации ответили, что в сентябре 2016 года с бизнесменом Игорем Смирновым был заключен договор о развитии застроенных территорий. Площадь, которую собрался развивать предприниматель, известный по скандалам с выселением Камерного театра и строительством временной конструкции на месте вырубленных ив на перекрестке Козленской — Предтеченской, составляет 33 сотки вблизи домов на Орлова, №№1Б и 3А.
Прошло уже больше года, но дом на Орлова, 1Б, признанный аварийным и расселенный, вновь заселен жильцами. Городская администрация не имеет к этому никакого отношения, а строящийся объект стал для чиновников новостью. Власти не выдавали разрешения на его строительство.
На фотографии 80-х годов территория Старого рынка выглядит гармонично и без новых торговых центров. Стрелкой показано нынешнее здание «Вишенки».
Незадорого
Земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия. Это предполагает особый режим использования. «В соответствии с законодательством строительство объектов капитального строительства на территории объекта культурного наследия запрещено», — отвечают специалисты Департамента градостроительства.
Не обратил внимание на строительство в самом центре города и Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области, который должен организовывать и проводить мониторинг регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия.
В городской администрации документации по планировке территории, подлежащей «развитию» нет, потому что Игорь Смирнов не предоставил проект, который обязан по закону пройти через публичные слушания.
Первое постановление о развитии квартала «Старый рынок» принято 10 ноября 2014 года и подписано мэром Вологды Евгением Шулеповым. В первом варианте документа упоминалось всего два жилых дома — №1А и 1Б по улице Орлова, которые планировалось снести или реконструировать. Один из домов (на Орлова, 1А) снесли в этом же, 2014 году. Это поставило под удар дальнейшее выполнение постановления №8618, где упоминались «аварийные дома» во множественном числе. Поэтому во время второго аукциона чиновники вычеркнули адрес по факту снесенного дома и вписали деревянный нежилой дом по адресу: Орлова, 3А.
После второго аукциона право на развитие 33 соток (или 3 тысяч 303 квадратных метров) в историческом центре города получил Игорь Смирнов по цене 6 миллионов 393 тысячи рублей. Администрация сама заплатила НДС с этой сделки в размере 1 миллиона 150 тысяч рублей, и доход муниципалитета таким образом уменьшился до 5 миллионов 242 тысяч рублей.
Правда, стоимость права на заключение договора о развитии застроенной территории определялась с соблюдением требований федерального законодательства на основании отчета независимого оценщика. Работу оценщиков контролирует саморегулируемая организация, а федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения споров о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика.
Городская администрация и областной Комитет по охране памятников культурного наследия заявили, что не знают о строительстве, которое ведется на Старом рынке. | Фото Марины Черновой
Так победим
«В 2013 году городской администрацией была составлена адресная программа по расселению из ветхих аварийных домов. По закону у меня, как у собственника, должны были выкупить мое жилье принадлежащий мне кусочек земли — 2 с половиной сотки», — говорит Лидия Карпова (ФИО изменено), бывшая жительница дома 1Б по улице Орлова.
Вологжанка заказала экспертизу. Городская администрация попыталась выселить Карпову, но попытка не удалась. Начались суды. Лидия Карпова прошла через 17 судебных заседаний только в рамках одного процесса, чтобы доказать свою точку зрения, а таких процессов было несколько. Разбирательство дошло до Верховного суда. Итог — чиновников городской администрации обязали выплатить Карповой требуемую сумму.
Вологжанка, сумевшая отстоять свою правоту, считает, что городская администрация должна строго соблюдать федеральное законодательство. «Я считаю, что в процессе расселения нужно учитывать интересы собственников. К сожалению, если проанализировать вологодские городские адресные программы, то можно увидеть, что чиновники действуют по своему усмотрению, не учитывая интересы граждан», — считает Лидия Петровна.
Всё на слом?
Ирина Беляева, руководитель компаний «Вишенка» и «Вишня», узнала о том, что дом на Орлова, 3А, в котором ее коллектив работает с 1998 года, хотят снести, в августе 2017 года. «Вишенка» арендует более 80 квадратных метров у городской администрации, а 14 квадратных метров находятся в ее собственности.
За почти 20 лет в деревянном доме, где находится «Вишенка», предпринимательница сделала капитальный ремонт фундамента и кровли. | Фото Марины Черновой
Когда «Вишенка» въехала в это здание, оно было заброшенным. Некоторых помещений фактически не существовало, не было ни пола, ни потолка. В остальных помещениях была свалка. Год за годом предпринимательница вкладывала средства в ремонт дома — выполнила капремонт фундамента, кровли и фасада, поменяла все 13 окон. «Вишенка» и «Вишня» провели канализацию, установили водонагреватель, поменяли всю электрику, установили бетонные ступеньки и кованые перила. В 2001 году руководитель компании заасфальтировала площадку площадью 40 квадратных метров и подъезд к дому за свой счет. На месте свалок сотрудники разбили 6 клумб. Сегодня в помещениях здания — подвесные потолки, стены и полы выровнены.
«За эти почти 20 лет мы не задержали арендную плату ни на один день», — говорит Ирина Беляева. Она не видит других иных причин для того, чтобы не продлевать аренду с ее компанией, кроме попытки реализовать ущербный договор о развитии территории.
В горадминистрации настаивают на том, чтобы «Вишенка» покинула помещение, так как у нее закончился срок договора аренды. Чиновники уже подали иск о выселении предпринимателя из здания. Свое несогласие Ирина Беляева изложила в двух заявлениях о признании недействительными постановления горадминистрации и аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории. Дела находятся в Арбитражном суде Вологодской области.
Краевед Александр Сазонов считает недопустимым стремление бизнеса сломать старый город и возвести на его месте новый, выстроив здания, которые будут приносить предпринимателям постоянный доход. С ним согласны вологодские градозащитники, которые требуют пересмотреть договор о развитии территории.
А Игорь Смирнов в марте 2017 года стал собственником ресторана «Меркурий» на улице Мира. По словам Ирины Беляевой, Смирнов уже предложил «Вишенке» переехать и на условиях коммерческой аренды организовать обучение детей в неприспособленных помещениях бывшего ресторана.
Газета «Премьер» передала Игорю Смирнову контакты редакции с просьбой разъяснить свою позицию и рассказать о своих планах, но застройщик так и не перезвонил.