В Москве сотрудники ОМОНа прервали церемонию установки мемориальных знаков жертвам политических репрессий, которую проводил фонд «Последний адрес», спутав ее с акцией протеста, рассказал «Таким делам» заместитель генерального директора музея Москвы Никита Соколов.
Днем 2 апреля фонд «Последний адрес» устанавливал таблички двум жильцам дома № 6 на Тверской улице — юристу Николаю Попову и директору Московского художественного академического театра Якову Боярскому-Шимшелевичу, расстрелянным в 1937 и 1938 годах. В 1956 году оба были полностью реабилитированы.
По словам Соколова, фонд знал, что в этот день неподалеку, на Манежной площади, проходит протестная акция, однако установка табличек была запланирована заранее, чтобы на церемонию могли приехать родственники репрессированных — еще задолго до сообщений о шествии.
Патрулировавшие территорию правоохранители приняли активистов фонда за участников акции протеста. Они взяли шуруповерт организаторов, которым те прикрепляли таблички, и открутили только что установленные мемориальные знаки. «[Полицейские] были в истерически-вздернутом состоянии, стали оттеснять детей, снимать табличку — воспринимали нас как правонарушителей», — прокомментировал Соколов.
Сегодня "Последний адрес" на Тверской тоже "свинтили", но ненадолго. (Фото Александра Сорокина).
Приказ снять таблички отдал подполковник полиции Сергей Никитин из ОВД «Тверской», утверждают участники. В конфликт вмешался Никита Соколов, который доказал правоохранителям, что при установке информационного знака требуется только разрешение дома. Организаторы предоставили полиции этот документ с подписью старшей по дому, а также протокол специальной комиссии по реализации государственной концепции памятников жертвам политических репрессий.
Конфликт длился около десяти минут, после чего правоохранители разрешили продолжить церемонию и извинились. Как видно на записи, размещенной Сергеем Прудовским в своем Facebook, полицейский попросил телефон председателя президентского совета по правам человека Михаила Федотова, чтобы получить от него подтверждение о существовании акции.
«Вот что значит провести несколько месяцев вдалеке. Как-то постепенно притупилось, смазалось ощущение опасности, — прокомментировал в блоге на «Эхе Москвы» руководитель проекта «Последний адрес» Сергей Пархоменко. — Вообще ни на секунду не пришло в голову, что все, что мы так бурно обсуждаем вторую неделю, будет иметь некоторое отношение и к нашему обычному запланированному «мероприятию»».
В этот же день «Последний адрес» установил табличку на Ленинском проспекте в честь основоположника советской электрометаллургии, завкафедрой Московского института стали и сплавов, профессора Константина Григоровича. Эта акция прошла без вмешательства правоохранительных органов, отметил Никита Соколов.
Фонд «Последний адрес» ставит персональные мемориальные знаки на домах, где жили жертвы политических репрессий в годы Советской власти. «Последний адрес» получил более 1200 заявок на установку знаков в различных городах России. К 2017 году фонд установил больше 400 знаков в более 30 городах страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Тверь, Барнаул, Таганрог, Пушкин, Малоярославец, Буй, а также в нескольких селах Нижегородской области