Рыночные отношения-2

[Обзор прессы]

Вологодский городской рынок, ставший частной собственностью, поднял цены для арендаторов.

«В феврале на собрании новый директор сообщил: аренда будет повышена на 5%, — говорят продавцы. — Новый договор мы пока не подписали, однако за февраль пришли счета с суммами, в два раза превышающими январские. Директор рынка объяснил: надо ремонтировать крышу. На это нужны деньги — 10 миллионов рублей».

Место №100

Галина Королькова торгует на рынке много лет. «Продаю все свое, — рассказывает женщина. — У меня участок в 40 соток — частное подсобное хозяйство. С мая мы все работаем на земле: сыновья, мама моя и я. Тяжело приходится, а что делать? На это живем потом весь год».

Картофель, домашние заготовки, лук, чеснок и зелень: на маленьком прилавке Галина Королькова выставляет свою продукцию с сентября по май. В мае закатывает рукава, берет в руки лопату, и все начинается по новой. Посадки, прополки, полив, сбор урожая, прилавок… Ее место номер 100.

Пока рынок был муниципальным, женщина платила аренду за 2,5 квадратных метра, которые занимает, — 3600 рублей в месяц. Еще порядка 400 рублей отдавала за хранение товара. С февраля арендная плата для труженицы выросла на 82%.

«1 марта получила новый счет на сумму 6562 рубля. Вместе с платой за хранение я заплатила 7 тысяч рублей, — показывает документы женщина. — Итого за год я должна отдать за аренду и хранение 84 тысячи рублей. Плюс налоги. А жить на что?»

Получается, для Галины Корольковой — не бизнес-леди, а обычной по сути крестьянки — квадратный метр аренды стоит 2600 рублей. Для сравнения: как пояснили в отделе аренды ТРЦ «Мармелад», стоимость квадратного метра аренды торгового помещения площадью в 80 квадратных метров в торговом центре оценивается в 2500 рублей.

«На рынке нет отопления, зимой температура +7, поэтому мы прямо в верхней одежде, — рассказывают арендаторы. — Туалет один. Причем один и для мужчин, и для женщин. Крыша течет, торговые ряды — это железные стеллажи, мы их закрываем фанерой и раскладываем продукцию».

«За 2,5 квадратных метра я должна платить как за двухкомнатную квартиру со всеми удобствами?» — растерялась Галина Королькова.

Рыба ищет, где лучше

Так или иначе, арендная плата поднята для всех. «Мы снимаем 8 квадратных метров, — рассказывают торговцы овощами и фруктами из южных регионов страны. — В январе заплатили 1650 рублей за метр, за февраль пришел счет на сумму 2623 рубля за метр. Сумма аренды выросла на 58%».

«Действительно, арендная плата очень серьезно поднята, — рассказал «Премьеру» генеральный директор ООО «Арт-рыба» Владимир Селин. — Мы продолжаем работать и заплатим. Но такая проблема есть, приходите и увидите пустые павильоны».

Сосед и конкурент Владимира Селина по городскому рынку принял решение съехать.

«Сначала мы сократили квадратные метры, но за февраль пришел счет даже выше, чем тот, который был за бОльшую площадь, — уточнила директор ООО «Север-рыба» Галина Хомутова. — У вологодских производителей все-таки есть льготы на аренду, у нас, череповчан, их нет. С 1 апреля мы расторгаем договор аренды. Уже нашли другое помещение. Там же, на улице Батюшкова. Неделю на переезд — и вновь откроем торговую точку».

Помимо поднятия арендной платы, ужесточили и дисциплину. Теперь от арендаторов требуют начинать торговлю ровно в 8 утра и заканчивать в 19 часов вечера. Они в ответ возражают: «Мы платим за коммунальные услуги, услуги хранения, арендную плату. И все, достаточно!»

«Если мы открываемся позже, а заканчиваем раньше в зависимости от сезона, то это наши убытки, которые никак не влияют на прибыль новых владельцев рынка», — уверены арендаторы.

«Брат» против «брата»

Директор рынка пояснил «Премьеру», что сообщение о том, будто арендная плата поднимется только на 5%, — ложь. «Я такого не говорил, не знаю, кто это слышал, — сообщил Михаил Елюков. — Повышение арендной платы ежегодное и плановое. Она поднимается по объективным причинам, потому что растут затраты на содержание. Например, рынок требует ремонта, это серьезные вложения. Крыша течет, необходимо срочно принимать меры».

Напомним, что муниципальное предприятие «Вологодский городской рынок» было выставлено на продажу в октябре 2014 года за 250712000 рублей. В декабре 2016 года сумма лота составила уже 150125000 рублей. «Шаг» аукциона был обозначен в сумму 4 миллиона рублей на повышение. На конкурс заявились два человека — Эльбрус Карсанов и Людмила Лебедева, которая, по информации газеты, является аффилированным лицом предпринимателя Тимура Меднова. Именно Людмила Лебедева и стала победителем, предложив цену в 154125000 рублей.

Согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», рынок был продан вместе с залоговыми договорами на оборудование и транспортным средством в банке «Северный кредит».

10 января 2017 года собственность на ООО «Вологодский городской рынок» с учредительным капиталом 70068000 рублей была оформлена на Людмилу Лебедеву. 27 января 2017 в учредительные документы были внесены изменения.

Вторым собственником стал известный вологодский предприниматель и главный соперник на конкурсных процедурах по покупке рынка Эльбрус Карсанов. Сейчас Лебедева и Карсанов имеют равные доли в учредительном капитале — по 35034000 рублей каждая.

«Я не вмешиваюсь в вопросы управления предприятием, — пояснил нам Эльбрус Карсанов. — Тем более рынком. У меня достаточно других объектов».

Тимур Меднов на телефонный звонок «Премьера» не ответил.

Вера в Путина

Арендаторов беспокоит вопрос, останется ли центральный городской рынок рынком, или такие жесткие меры — всего лишь способ воздействия нового владельца, чтобы очистить площади. Так или иначе, но сегодня рынок дает работу почти 2000 предпринимателей.

В 2014 году, когда появилась информация о продаже рынка «с молотка», начальник Департамента имущественных отношений Администрации города Евгений Скородумов заверил вологжан: «Рынок как таковой не продается, продается доля акций. То есть земельные участки и здание, которые принадлежат рынку, останутся. Изменится только собственник. И никаких вопросов, связанных с прекращением деятельности рынка, на сегодняшний день не стоит».

Однако в условиях аукциона такого обременения нет. «Согласно документации нежилые помещения частично обременены договорами аренды. Кроме того, земельный участок, на котором расположено непосредственно здание, обременен правом ограниченного пользования (сервитутом), — вносит ясность юрист Валерий Смирнов. — Скорее всего речь идет о прилегающей территории жилого дома, расположенного по улице Батюшкова, к которому должен быть обеспечен свободный доступ. Больше никаких ограничений нет, а значит, ничто не мешает владельцу изменить вид деятельности».

Сейчас арендаторы, большинство из которых заняты в сфере сельского хозяйства, пишут письмо губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову.

«Президент Путин не раз говорил, что необходима поддержка собственных производителей-аграриев, губернатор должен нам помочь!» — верят вологжане.

Источник:
газета "Премьер"