Сотрудник вологодского бюджетного учреждения «Бюро судмедэкспертизы» открыл в своем здании коммерческую структуру.
Вот уже двенадцать лет до 15.00 мужчина и его коллеги работают на государство, а остальную часть дня — на себя. Антимонопольная служба по Вологодской области выявила эти нарушения и возбудила дело. (Перед вами — второй материал из цикла журналистских расследований об «особенностях» похоронного дела в Вологде. Первый, «Подменный пункт», был опубликован в номере от 20 декабря 2016 года).
...10 часов утра 18 августа 2016 года. В коридоре Бюро судмедэкспертизы на Пошехонском шоссе — родственники, которые платят за туалет тел умерших. В среднем это 2-2,5 тысячи рублей.
Крупными буквами
Информация о ценах на эти услуги расположена на стенде недалеко от регистратуры, в коридоре Бюро. Люди изучают прейскурант: бритье — 500 рублей у мужчины, 300 рублей у женщин, помывка и расчесывание волос — 300 рублей, косметика нескольких категорий в зависимости от характера повреждений — от 500 до 1000 рублей, декоративный макияж — 500 рублей, подстрижка ногтей — 300 рублей, маникюр — 1000 рублей и так далее.
Бальзамация и другие специфические процедуры, связанные с устранением травматических дефектов, стоят дороже. Стенд с ценами подписан крупными буквами — «ООО «Стикс». Это же название частной компании значится и на квитанции, которую получают близкие умерших.
Безутешные родственники, которых «Премьер» опросил в коридоре Бюро, даже не подозревали, что по закону имеют право получить тело умершего… совершенно бесплатно.
Дело в том, что минимальный список обозначенных процедур входит в число бесплатных услуг Бюро судмедэкспертизы. По закону, тело в морге обязаны отдать родным обмытым и одетым. Как быть с ним дальше и за что платить — решать только родным.
В рамках закона
Департамент здравоохранения Вологодской области сообщил «Премьеру», что согласно приказу Минздрава СССР от 1991 года №182 «О введении в практику «Правил судмедэкспертизы трупа» Бюро не имеет права взимать плату за обмывание (отмывание) трупа после вскрытия, его одевание и укладку в гроб.
По словам директора «судебки» Евгения Соколова, информация о бесплатном минимуме должна быть «где-то на стенде среди документов». Но в отличие от броского прайса ООО «Стикс» отдельного объявления о бесплатных услугах Бюро журналистам в момент подготовки материала обнаружить не удалось ни на окошке регистратуры, ни на упомянутом стенде.
Казалось бы, работники учреждения обязаны действовать строго и четко в рамках действующего закона. Но, по словам представителей похоронных бюро, практически все платят за туалет тела, в который, судя по квитанции, вместо обмывания и одевания входят макияж, помывка волос, бальзамация и так далее.
…Эта история началась более десяти лет назад, когда заведующий отделом судебно-медицинского исследования трупов Ярослав Савин совместно с Алексеем Раковым открыл частную компанию ООО «Стикс», которая арендовала в здании Бюро ритуальный зал и два с половиной метра в регистратуре.
Теперь вологжане, придя в Бюро судмедэкспертизы и видя прейскурант, сразу тянутся за кошельком: если нельзя платить за одевание, значит, нужно заплатить ООО «Стикс» за «подготовку тела к одеванию».
Бесплатный минимум
Директор Бюро Евгений Соколов не считает происходящее навязыванием каких-то услуг: «Все, что входит в государственное задание учреждения, связано с нашей профессиональной деятельностью. У нас тоже есть платные услуги, но именно по нашему профилю. К примеру, мы проводим платные экспертизы в рамках гражданского судопроизводства. А бальзамация, макияж… Мы даже закупить пудру, помаду и прочее не можем, это же не медицинские товары!» А так как подобные процедуры востребованы, представители Бюро создали коммерческую компанию… из своих же сотрудников.
Как считает Соколов, информация о бесплатном минимуме, гарантированном государством, может быть воспринята людьми по-разному. «Если захочет кто-то сделать ритуальное омовение, это уже будет платно. Но человек простой не разберется, где отмывание, где омовение, и волна недовольства будет и дальше», — объясняет директор. — Православные придут и скажут, что в газете «Премьер» написано, что все бесплатно».
Впрочем, руководитель Бюро не смог привести статистику, сколько вологжан обратились в Бюро и ушли, не заплатив ООО «Стикс» ни копейки. «Мы можем передать тело в любую похоронную контору для выполнения туалета и бальзамации, пусть забирают и делают все в своих помещениях», — отвечает Евгений Соколов, настаивая на существовании альтернативных вариантов.
Коммерческие структуры действительно готовы, как выяснил «Премьер», оказывать услуги бальзамации, которая выполняется специальными шприцами. Это могло бы снизить ее стоимость, поскольку конкурентов у ООО «Стикс» сейчас практически нет, а цена бальзамации в зависимости от сложности может достигать и нескольких десятков тысяч рублей.
«К примеру, одну из умерших недавно забальзамировали на 19 тысяч рублей. Это непомерная сумма! Сравните ее со средней стоимостью похорон в 15-20 тысяч», — говорят в «Реквиеме».
Жалоба по адресу
Рабочий день у работников Бюро судмедэкспертизы сокращен из-за вредных условий труда и длится с 8.00 до 15.00 с часовым перерывом на обед. После 15.00 работники переключаются на ООО «Стикс». Двойная нагрузка от случая к случаю приводит к некачественному выполнению своих обязанностей.
«Недавно санитары взяли и побрили мужчину, сбрили у него усы, хотя вдова просила, чтобы они этого не делали. Ведь муж очень долго носил усы и без них выглядел неузнаваемо даже для своих близких», — рассказывают в похоронном бюро «Реквием».
Судя по документам, которые при недавней проверке инспекторы УФАС по Вологодской области изъяли в компьютере ООО «Стикс», клиенты жалуются руководству на качество работ, но не всегда понимают, а кому именно нужно адресовать свои заявления. Например, в апреле 2015 года одна из клиенток сообщила руководителю Бюро Евгению Соколову, что санитар учреждения получил 2 тысячи рублей за бритье, но по факту услугу не оказал.
Отметим, что размер суммы совпадает с информацией работников похоронных контор о том, что ООО «Стикс» берет твердую таксу за туалет тела в 2-2,5 тысячи рублей, хотя по прейскуранту «Стикса» бритье стоит всего лишь 300-500 рублей.
Начальник Бюро не стал информировать женщину о несоответствии цен, принес извинения и предложил вологжанке написать заявление на имя директора ООО «Стикс» Ярослава Савина о возмещении материальных затрат.
Подмена функций
В ООО «Стикс» трудятся несколько работников Бюро судмедэкспертизы. Это выяснилось во время проверки областного управления ФАС летом 2016 года. В штате компании — 2 кассира-регистратора, которые по совместительству выполняют обязанности фельдшера-лаборанта отдела судебно-медицинского исследования трупов бюджетного учреждения Бюро судмедэкспертизы.
Цель создания компании «Стикс» — коммерческая деятельность и оказание ритуальных услуг населению. Как удается совмещать сотрудникам бюджетного учреждения Бюро судмедэкспертизы свою работу с коммерцией? Как их начальник Евгений Соколов контролирует, вычленяя, когда работник трудится на благо Бюро, а когда — в пользу бизнеса? На эти вопросы и ответили антимонопольщики, выявив нарушения при совмещении функций.
Когда инспекторы изъяли документы единственного компьютера в регистратуре Бюро судмедэкспертизы, на жестком диске оказались денежные средства и документы ООО «Стикс» — договоры на оказание услуг, квитанции. «Таким образом, сотрудники регистратуры в рабочее время одновременно выполняют трудовые функции, возложенные на них Бюро судмедэкспертизы и ООО «Стикс», — делают вывод представители УФАС.
Руководитель ООО «Стикс» Ярослав Савин в таком совмещении достиг, похоже, особого уровня профессионализма. Отвечая в июле 2016 года на запрос одной из похоронных контор о бесплатных услугах, он как работник бюджетного учреждения отвечает, что Бюро «не взимает платы за обмывание (отмывание) трупа после вскрытия, его одевание и укладку в гроб». И тут же напоминает, что в соответствии с ФЗ обеспечение похорон и предоставление услуг осуществляют спецслужбы по вопросам похоронного дела, правда, удержавшись от упоминания ООО «Стикс».
Директор Бюро Евгений Соколов говорит, что его работники справляются с совмещением, потому что используют обед, положенный им по трудовому договору, для работы в ООО «Стикс». И их основная деятельность, по мнению Евгения Васильевича, не страдает. «Так делают во многих городах, мы не новаторы. Изучите опыт других городов», — предлагает «Премьеру» Соколов.
Криминальный дуэт
Однако практика показывает, что коммерческие структуры, в которых трудятся работники бюджетного учреждения Бюро судмедэкспертизы, начинают злоупотреблять доступом к государственному ресурсу.
В 2011 году Череповецкий городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу по обвинению в мошенничестве с использованием служебного положения заведующему отделением Бюро судмедэкспертизы Андрею Цареву, который со своей женой Верой Царевой, являющейся индивидуальным предпринимателем, наказал подчиненным объяснять гражданам, что услуги по хранению, обмыванию, одеванию и укладке в гроб умерших являются платными.
Как было установлено судом, Вера Царева получала с граждан деньги за якобы оказываемые ею как индивидуальным предпринимателем ритуальные услуги по хранению тел умерших, а также за обмывание, одевание и укладку в гроб тел умерших. В результате незаконных действий супружеской пары более 80 (!) человек были введены в заблуждение и оплатили вышеперечисленные услуги.
Приговором суда Андрею Цареву было назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, Вере Царевой — 3 года лишения свободы условно. При отбывании наказания супругам был установлен испытательный срок. В итоге с «криминального дуэта» был взыскан имущественный ущерб в пользу части пострадавших.
Царевы не признали свою вину, а вот санитары, как отмечено в решении суда, рассказали, что благодаря этой паре они к своей официальной зарплате в размере 7 с половиной тысяч рублей получали сверху еще 40% от «выполненных работ». «Премия» составляла примерно 40 тысяч рублей ежемесячно в ценах пятилетней давности. Регистраторы зарабатывали около 20 тысяч рублей дополнительно к официальному доходу. «Деньги не пахнут» — эту фразу, по словам одного из врачей, любил повторять Андрей Царев.
Законопослушные
Резонансный скандал за последние годы произошел не только в Череповце, но и в городе Серове Свердловской области, где работники «судебки» тоже открыли ИП, а в 2012 году местные похоронные конторы заявили, что Бюро судмедэкспертизы оказывает коммерческие предпохоронные услуги… ради наживы.
По сообщению iserov.ru, сотрудники судмедэкспертизы пользовались служебными возможностями и вводили в заблуждение родных и близких умерших, навязывая им платные санитарные и косметические услуги.
«Ритуальным бюро конкурировать с Бюро МСЭ в таких условиях было почти невозможно, и потому цену на услуги в морге ИП держал довольно высокую. В морге Серова сложилась нетерпимая ситуация, от которой страдали люди — если не платишь за одевание и туалет тела, умершего не получаешь», — описывают ситуацию местные СМИ.
Дело закончилось разбирательствами в УФАС, где комиссия ведомства, разобравшись в ситуации, вынесла свой вердикт — согласованные действия Бюро МСЭ и ИП Гладышева нарушают федеральный закон о конкуренции. Эти действия, по мнению антимонопольщиков, привели к ограничению доступа на товарный рынок (устранению с него) иных лиц, оказывающих услуги на похоронном рынке.
В акте проверки УФАС по Вологодской области инспекторы также пришли к выводу, что признаки согласованных действий «судебки» и ООО «Стикс» приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В итоге было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства против Бюро судмедэкспертизы и ООО «Стикс». Вынесены предупреждения Департаменту имущественных отношений и Бюро судмедэкспертизы, которые должны разорвать аренду с ООО «Стикс» до 30 января 2017 года.
Директор Евгений Соколов с результатами проверки не согласен и намерен доказать, что прошла она с нарушениями: «Я не благоприятствую своим сотрудникам, все сложилось исторически… У вас очень тенденциозный подход. Вы делаете из Бюро козла отпущения, а мы на самом деле работаем согласно требованиям законодательства. Мы — законопослушные граждане».
В тему
Плюс магазин
На территории Бюро судмедэкспертизы на Пошехонском шоссе работает несколько организаций, созданных бывшими и нынешними сотрудниками этого бюджетного учреждения.
Владимир Мазанников открыл магазин ритуальных принадлежностей в 2003 году, став соучредителем ООО «Ритуальные услуги», и разместил прямо на территории «судебки». Несколько лет назад он ушел из Бюро, сосредоточившись на работе в собственном бизнесе.
Заручившись разрешением на строительство павильона у главы города Вологды и получив часть земельного участка в эксплуатацию на три года, владельцы возвели на расстоянии вытянутой руки у входа в Бюро стационарный магазин. Он проработал десять лет, хотя учредители, как выяснилось, не оформили правоустанавливающие документы на землю после начала регистрации права собственности.
По данным Департамента имущественных отношений Вологодской области, на основании материалов проверки департамент обратился в Арбитражный суд с соответствующим иском. В 2014 году по решению суда ООО «Ритуальные услуги» обязали освободить земельный участок от строения. Из-за обжалования акт вступил в законную силу в августе 2015 года. И только спустя еще полгода, в конце декабря 2015 года, судебным приставам удалось заставить нарушителей разобрать павильон.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но Владимир Мазанников, у которого в Департаменте здравоохранения работали родственники, вместе с партнером выстроили новый магазин, который расположился аккурат напротив входа в Бюро судмедэкспертизы. «…У меня жена работала в Департаменте здравоохранения, и он (предыдущий руководитель «судебки» Сучков) меня приглашал сюда работать не без учета этого. Она все-таки могла подсобить, и это было», — рассказывал о том, как супруга помогала «судебке» по снабжению, Владимир Николаевич в интервью коллеге, который опубликовал его в книге «История одного Бюро» в 2013 году.
Строительство и этого магазина велось с использованием территории Бюро, несмотря на жалобы в прокуратуру.
Одновременно с окончанием строительства в заборе Бюро судмедэкспертизы были вырезаны два проема, и ООО «Ритуальные услуги» начало пользоваться территорией «судебки» для входа в свою торговую точку, хотя, по данным Росреестра, должно было сделать для магазина дорогу со стороны улицы Новгородской. По информации Департамента имущественных отношений, за получением согласия на устройство в границах земельного участка проходов/проездов и иных сооружений Бюро судмедэкспертизы в их ведомство не обращалось.
Директор магазина ООО «Ритуальные услуги» Наталья Акатова считает разговоры о дорожках смешными, поскольку последний проект их объекта был разработан главным архитектором Вологды. Она считает предъявляемые претензии обычными происками конкурентов.
«Ситуация с магазином произошла, потому что изменилось законодательство, и за ним не уследили. Сейчас территория Бюро сквозная, и мы сделали дорожки к магазину, чтобы людям было удобнее. Если бы они ходили по земле, разносили бы грязь. Я мог бы поставить забор, мог бы отгородиться от магазина, но зачем? Мы думаем о людях», — подвел черту в разговоре директор Бюро судмедэкспертизы Евгений Соколов.
В книге «История одного Бюро» Владимир Мазанников рассказывает, что он сам предложил компаньону заняться венками: «Никого здесь не было тогда, мы никого не душили, в багажниках не возили… Так что все официально и на правах конкуренции».
Вот только конкуренция между арендаторами площадей в Бюро судмедэкспертизы, по словам Мазанникова, идет между бывшими и нынешними сотрудниками этого учреждения: «Я со «Стиксом» никак не связан. Это разные предприятия. И договоренность с руководителями была — мы в здание Бюро не проникаем. У нас такой принцип. А говорят что-то за спиной — пусть говорят».
Данное расследование было выполнено при поддержке SCOOP Russia — cети независимых журналистов, i-scoop.org