В Харовском районе разбирают узкоколейку, которая является единственным средством связи с внешним миром для жителей нескольких лесных поселков.
Узкоколейка начинается в Семигородней и заканчивается на 28-м километре, в поселке Томашка.
Всего она связывает с «большой землей» три поселка. Люди, которые там живут, благодаря этой дороге получают медикаменты, продукты, выбираются в административный центр. Жители Семигородней используют УЖД, чтобы на «пионерках» ездить в лес за грибами и ягодами.
В прошлом году «Премьер» писал о том, что дорога перешла в частные руки и может быть разобрана. Местная администрация боролась за право передачи дороги в муниципальную собственность и даже выиграла районный суд. Но частник, в чьи руки попала узкоколейка, подал апелляцию в арбитраж и признал право собственности за собой. На прошлой неделе дорогу начали разбирать, чтобы сдать рельсы в металлолом.
Право выкупа
До 2009 года узкоколейка принадлежала ООО «Семигородний ЛПК». Предприятие обанкротилось и было ликвидировано. В процессе банкротства ЛПК заключило договор с компанией ООО «Мастер-Лес» на аренду УЖД с правом ее выкупа. В итоге около 30 километров узкоколейной железной дороги были выкуплены всего за 15 тысяч рублей.
«Дорогу начали разбирать с 28 километра, у поселка Томашка. Когда мы пытались признать дорогу бесхозной и добиться ее передачи в муниципалитет, представители ООО «Мастер-Лес» заявляли, что будут использовать дорогу в производственных целях, не намерены ее разбирать, будут ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии. В итоге они перепродали УЖД другим частным лицам, которые нам неизвестны. Если сдать дорогу в металлолом, то можно заработать около 10 миллионов рублей. Мы обратились в транспортную прокуратуру Вологодской области, чтобы там нам помогли разобраться в ситуации. Пока ждем ответа», — говорит глава муниципального образования Семигороднее поселение Наталья Фокина.
Единственное звено
В суде администрация Семигородней упирала на то, что дорога — это социально значимый объект, у жителей нет никакого другого способа добраться до административного центра. Поддержал администрацию Семигородней и Департамент имущественных отношений области. В своих доводах Департамент опирался на то, что ООО «Мастер-Лес» фактически не владеет узкоколейкой, так как не зарегистрировал право на это имущество после заключения договора аренды.
Также департамент отметил в суде, что «разрешение вопроса о принадлежности спорного объекта — узкоколейной железной дороги, помимо имущественной составляющей, несет важное социальное значение, поскольку данный объект является единственным транспортным звеном, связывающим административный центр муниципального образования Семигороднее поселение с отдаленными лесными поселками «6 км», «17 км», «28 км».
Арбитражный суд не поддержал доводы представителей муниципального образования и департамента имущественных отношений Вологодской области. Ликвидация ООО «Семигородний ЛПК», которому изначально принадлежала УЖД, привела к автоматическому признанию права собственности за покупателем — ООО «Мастер-Лес». Компания распорядилась дорогой на свое усмотрение.