Фамилиям владельцев «золотых» земельных участков на улице Ивачевской стоимостью в несколько миллионов впору соседствовать в экспертных рейтингах с самыми богатыми людьми России. И все из-за ошибки, допущенной независимыми оценщиками, в результате которой кадастровая стоимость земли на окраине Череповца выросла в несколько раз.
«А где это?»
Такой вопрос задал нам таксист, когда услышал адрес места назначения.
— Где-то за Олимпийской.
— А, около кладбища, — сообразил мужчина, выруливая из двора. — Просто вроде как есть еще Ивачевская на Фанере…
Путь из центра Индустриального района на улицу Ивачевскую занял около 20 минут. За услуги такси мы заплатили 130 рублей.
Ивачевская, можно сказать, начинается с гаражей, которые разбросаны вдоль грунтовки, или, как ее называют коммунальщики, дороги третьей категории. Проезжаем гаражи, мусорные контейнеры, выходим из машины у дома № 1, и возникает ощущение, что мы вдруг оказались на деревенской улице. Из привычных не то что жителю Рублевки, а обычному городскому обывателю благ цивилизации — столбы с протянутыми вдоль них электрическими проводами. И… все. Асфальта на дороге нет. Тротуаров нет. Только поросль местами некошеной травы, заборы разных размеров из различных материалов (преобладают, конечно, простые деревянные колья) и спрятавшиеся за ними типичные деревенские домики (хотя, если обследовать всю улицу, можно обнаружить и их современных собратьев из камня).
«Нефть там, что ли?»
Первым нас встречает большой черный пес. Бежит знакомиться.
— Не бойтесь, не укусит! — донесся окрик с другой стороны улицы.
Александр Ситников, хозяин Ярика, чинит свою «Волгу». Узнав, что мы из газеты, приглашает на свой участок с темным деревянным домиком:
— Конечно, волнует нас вся эта ситуация. Вон у соседки напротив 170 тысяч налога. У нас поменьше. Давайте жену позову, она лучше о ситуации расскажет. Мы и сами над нашей Рублевкой смеемся. Жена говорит: «Нефть у меня там, что ли? Или песок золотой?»
Марина Ситникова живет здесь давно и помнит, когда улица Ивачевская была деревней Ивачево и входила в состав Ирдоматского сельского поселения. В середине прошлого века здесь располагались магазин и школа.
— У нас 70 домов. На всей улице четыре водоколонки, лет пять назад добились их установки, и то на нашей четной стороне. Приезжали на днях из «Водоканала», посоветовали 2,5 миллиона рублей с жителей нечетной стороны и Ивачевского переулка собрать на водоколонки. Раньше вообще только один колодец на всю улицу был. Мы сами купили контейнеры для мусора, дежурим, деньги собираем на вывоз мусора, весной субботники организуем, летом траву косим. Управляющей компании у нас нет: мы частный сектор, — рассказывает Марина Климентьевна. — Отопление печное. Канализации у нас нет, газа нет, воды нет. Только свет — мы платим по городскому тарифу, хотя территория не газифицирована, вроде должны меньше платить. Но для этого нужно заказать много документов, за немаленькие деньги опять же. Вопрос о газификации рассматривается, говорят, нам заявления в газовую службу нужно писать. А газ провести, посчитали, 400 тысяч рублей будет стоить, это, конечно, очень дорого… Но зато и земля наша стоит очень много. У соседки напротив, например, 27 соток — 33 миллиона. Наши 23 сотки оценили в 5 миллионов… Мы вот давно копаем, мне 55 лет уже, все копаем, но что-то ни нефти, ни газа, ни золота не нашли. Чтобы воду из скважины добыть, нужно не менее чем на 45 метров копать…
Переведя дух, женщина продолжает рассказ о «красивой» жизни:
— Дорогу от улицы Олимпийской до нас в прошлом году подровняли, в этом году асфальт в городе снимают, обещают нам привезти. Но рядом с гаражами расположили базу по ремонту КамАЗов, они у нас все время ездят, поэтому не знаю, что от дороги останется. На остановку «единицы» у кладбища ходим по неосвещенной тропинке, на 12-й и 18-й маршруты к Олимпийской — опять же мимо неосвещенных гаражей. Тут зимой особенно хоть глаз выколи, поэтому с фонариками на лбу люди идут на остановку.
Вот такая Рублевка с кладбищем, от которой пеший путь до привычных глазу городских пейзажей занимает более получаса. Кстати, по документам (из-за чего и вышла кадастровая ошибка) эта территория — центр(!) города, улица, расположенная от мэрии всего лишь в 600(!) метрах. На самом деле до городской администрации отсюда путь неблизкий — около 7 км.
Со своим «магазиком»
Марина Климентьевна провела для нас небольшую экскурсию по Ивачевской. Мы заметили, что во многих местах кипит стройка. Дома здесь не пустуют, а обновляются: доставшееся от родителей наследство многие перестраивают под свои нужды, приобретают газовые баллоны. Не забывают пополнять и запасы дров.
Город ивачевцам приходится посещать ради почты, визитов к врачу и так далее. А вот самые необходимые продукты питания здесь есть. Можно сказать, в центре улицы находится небольшой тонар со смешным названием «Магазик». Открыли его в прошлом году.
Под горкой на четной стороне улицы находится пруд, который, по словам Марины Ситниковой, раньше носил статус пожарного, поэтому его чистили. Сейчас он, мягко сказать, выглядит не лучшим образом. Жители собираются почистить его своими силами, гидрантов пока не поставлено.
На одном из участков рядом с прудом идут ремонтные работы. Светлане Анатольевне помогает в покраске, забивании гвоздей и сельхозработах внук Илья. Женщина живет здесь вместе с сыном шестой год; 10 соток они купили за 125 тысяч, теперь же их кадастровая стоимость — 2 миллиона 800 тысяч рублей.
— Хорошо живем, все нормально. Только налоги большие на землю, это нам не нравится. Мне 62 года, я в августе увольняюсь с работы, поэтому с деньгами будет не очень. Пока же справляемся. Отсутствие воды и газа, конечно, тоже плохо. Я скважину для бани сделала — вода с запахом. А из водоколонки таскать пока могу, но кто знает, что дальше будет? А так все хорошо, живем на воздухе.
Возвращаясь обратно к началу улицы, мы повстречали подростков на мопедах и велосипедах. На участках около домов — песочницы, детские качели и игрушки. Получается, жизнь здесь кипит. Остается только решить вопрос с кадастровой ошибкой.
По словам героев нашего репортажа, в конце июня им предстоит очередная встреча с представителями власти. Перед ней каждый вторник из города приезжают и собирают заявления на переоценку кадастровой стоимости земли.