Судьба Лебедя на Птичьем дворе

Двенадцатого октября в Вологде состоялся уникальный закрытый концерт для избранных. Живущая сейчас в Вологде певица Ирина Муратбекова отметила двадцатипятилетний юбилей выступлений на оперных сценах Европы концертом в зале музыкального колледжа. «Закрытый», потому устроитель концерта МАУК «Дирекция концертно-зрелищных представлений и праздников города Вологды» с рекламой и продажей билетов справилась на «троечку»: зал был полупустой.

«Для избранных», потому что репертуар певицей был подобран без скидки на провинциальную публику. Оперные арии и романсы исполнялись на пяти языках. Чувствовалось, что каждый из них исполнительнице дорог или как воспоминание об участии в спектаклях знаменитых театров, например, ария Аиды, или близок её внутреннему душевному настрою. Мне запомнились тонкая нюансировка романса Гурилева «Не отходи от меня» и драматизм арии Анжелики из оперы Пуччини «Сестра Анжелика», которая в Вологде наверняка исполнялась впервые. Атмосфера концерта была далека от академической чопорности: публика знала, на кого шла, встречала почти каждый номер восторженно и завалила юбиляра цветами. Но вот организация…

Певица с трудом, как мне сказали, нашла аккомпаниатора, вести же концерт пришлось самой. На моей памяти был только один похожий случай, когда на концерте в Вологде Нани Брегвадзе сама себе и аккомпанировала. Насколько праздничнее прошло бы выступление в концертном зале бывшего Дворянского собрания! Тщетно стараюсь понять логику мышления руководства Вологодской областной филармонии, не замечающего и не пускающего певицу на свою сцену. Не могу поверить, чтобы люди с музыкальным образованием не понимали масштаб таланта Ирины Муратбековой. Абонемент из цикла выступлений об истории оперной музыки в её исполнении в сопровождении нашего камерного оркестра мог бы стать таким же хитом, как выступления мужского хора (бывшего хора Мишина).

Ситуация в чем-то, для меня, схожая с деревянным зодчеством, основополагающую ценность которого для образа Вологды власти и часть вологжан тоже старательно не замечают. «Талантам надо помогать» – сказал поэт. Потому что у таланта нет пробивной способности - он считает ее лишней: ведь есть талант. Но доказывать свою состоятельность в искусстве нужно ежедневным трудом. Зачисление каких-то исполнителей в официальную «обойму» не способствует их творческому росту (помнится, при первом губернаторе Н.Подгорнове был «придворный певец», своим голосом перекрывавший гул самолетов над Кремлевской площадью на днях города, но душевности в голосе не хватало).

В первой публикации о выступлении певицы «А вы слушали Ирину Муратбекову?» я писал, что меня распирает чувство гордости за Вологду - культурную столицу. После октябрьского концерта угнетало чувство стыда, что на нашем провинциальном, увы, «Птичьем дворе» хвалят только друг друга, а волей судеб залетевших лебедей в упор не видят и мечтают подобно пушкинскому Сальери: «Так улетай же. Чем скорей, тем лучше!»