В этом году многочисленные поклонники рок-группы «Кино», в том числе и в Вологодской области, отметили печальный юбилей: 25 лет со дня гибели Виктора Цоя. Как обычно, в преддверии траурной даты 15 августа в Вологде состоялись мероприятия в честь Цоя: уличные концерты, кафешники и квартирники. За двадцать пять лет успело вырасти поколение, которое ни разу не бывало и уже не сможет побывать на концертах группы «Кино», но тем не менее эти молодые люди любят и ценят музыку, которую слушали еще их родители.
Цой - первый российский рок-музыкант, книга о котором выйдет в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия». В чем заключается феномен «мегапопулярности» и долговечности? Ответ на это вопрос мы искали вместе с автором книги Виталием Калгиным. Известно, что музыканты «Кино» дали очень малое количество интервью, известна буквально каждая публикация в прессе. Виталию Калгину удалось практически невозможное: войти в очень замкнутый круг и собрать уникальную информацию о Викторе Цое.
5 сентября 2015 года в Москве состоится презентация книги из серии ЖЗЛ. Всех желающих автор приглашает на ВДНХ, 75 павильон, зал А. Начало мероприятия - в 14.00.
- Многие «киноманы» при знакомстве рассказывают друг другу историю, начинающуюся словами: «Я начал слушать Цоя при таких-то обстоятельствах» Расскажите, пожалуйста, как это было у Вас.
- Все началось в 1988 году с альбома «Ночь», записанного на обычную магнитофонную кассету, который я взял послушать у старшего двоюродного брата. Я начал слушать и не смог оторваться. Потом я посмотрел «Иглу», послушал альбом «Звезда по имени Солнце», после чего Цой навсегда вошел в мою жизнь.
- Чья была идея написать такую книгу для ЖЗЛ? Расскажите о замысле.
- Идея написать нормальную, достойную книгу о группе «КИНО» появилась в 2010 году, вскоре после выхода книги А.Житинского «Цой форевер», которая меня весьма разочаровала. Захотелось сделать что-то свое, и донести до людей хотя бы немного реально правдивой информации о группе «КИНО». Я начал собирать материал, параллельно писал тексты о «КИНО» для компакт-дисков, статьи, и прочее. И вот издательство «Молодая Гвардия» предложило мне издание книги в серии ЖЗЛ. Посоветовавшись с близкими людьми Виктора Цоя, и заручившись их одобрением, я дал согласие и подготовил текст книги к изданию.
- С именем Виктора Цоя связано много мифов. Как Вы к этому относитесь? Считаете ли Вы, что их обязательно нужно развенчивать?
- Да, Вы правы. За прошедшие 25 лет имя Виктора Цоя вообще тема группы «КИНО» обросли огромным количеством мифов и легенд. И я к этому отношусь очень негативно, поскольку считаю, что люди должны знать правду, а не придумывать нелепые мифы. Хотя – легенды, несомненно, тоже нужны. Куда же без них…Но придумывая легенды необходимо знать истину.
Мероприятия в честь Цоя каждый год проводятся во всех городах России 21 июня (в день рождения музыканта) и 15 августа (день гибели). Мое выступление на вечере памяти Цоя в поэтическом салоне "Новый Диоген" 15 августа 2014 г. Читаю миниатюру из цикла "Лирические заметки о русском роке" | Фото Алексея Кириловского.
- Сейчас Вы работаете над другой книгой, тоже связанной с биографией и творчеством Виктора Цоя - расскажите об этом проекте.
- Да, сейчас заканчивается работа над проектом «Цой. Герой современного мифа». Но пока я не могу точно сказать, когда он будет издан, из-за некоторых издательских трудностей. Надеюсь, что в скором времени. Это большая почти 900 страничная работа об истории группы «КИНО», ее творческом пути, о музыкантах, их судьбах и прочем. И вот именно там, в этой работе, будут развенчаны некоторые мифы о Цое, придуманные СМИ и некоторыми «недобросовестными рассказчиками» и псевдодрузьями Цоя…
- Известно, что близкое окружение Виктора Робертовича и вообще гр. «Кино» - это очень закрытая среда. Были у Вас трудности при сборе информации, связанные с этим фактом? Если да, то какие?
В процессе написания книги я познакомился с самыми разными людьми, в том числе и с близким кругом Виктора Цоя. Это было сложнее всего. О Викторе за эти годы было написано столько ерунды, что многие его друзья не хотели ни помогать, ни встречаться, ни по телефону разговаривать, априори считая, что я очередной журналист-фантазер, который все перепутает и присочинит. Но поскольку я интересовался чисто фактической информацией, а не журналистской, сработало сарафанное радио. В результате мне удалось переговорить даже с теми, кто поначалу категорически отказывался. А что касается конкретных имен – то, разумеется, это были музыканты «КИНО», Инна Николаевна Голубева - мама Марьяны Цой, гастрольный директор «КИНО» - Олег Толмачев, друзья юности Цоя - Антон Галин, Игорь Петровский и множество других людей…
Я считаю, что главное – это дать всем возможность высказаться. А уж кто прав, а кто виноват, или как все на самом деле было, пусть решит читатель. Все близкие Виктору люди поняли мою установку и «дали добро» на публикацию, хотя комментарии в книге собраны самые разные.
- Очень мало интервью за свою жизнь дали музыканты «Кино». Есть разные версии, почему так сложилось, а что думаете Вы?
- Во-первых нужно учитывать факт того, что музыканты «КИНО» еще в 1990 году после смерти Цоя дали слово не участвовать в газетной писанине.. А так же то, что группа «КИНО» была достаточно закрытым миром, куда постороннему человеку было довольно не просто попасть. Тем более журналисту. Ну а после смерти Цоя вообще… Могу сказать, что, по моему мнению, музыканты «КИНО» давали интервью лишь тем людям, кого считали адекватными, и способными донести до людей информацию без журналистских искажений.
- Говорят, что особенно сложно шел на контакт Георгий Гурьянов, барабанщик группы «Кино», а также выдающийся современный художник, которого называют «русским Веласкесом». Как Вам удалось найти с ним общий язык?
- Это было сложно, но это удалось. Начну с того, что Наташа Разлогова (вторая любовь Виктора Цоя - Прим. ред.) познакомила меня с Георгием в мае 2012 во время съемок фильма «Цой-КИНО», куда меня пригласили в качестве консультанта. Мне удалось наладить с Георгием контакт, и соответственно найти общий язык.
Виктор Цой-художник - это отдельная тема, интересующая и специалистов по современному изобразительному искусству, и верных поклонников группы "КИНО".
- Виктор Цой тоже не только музыкант, но и художник. Отражен ли этот аспект в книге для ЖЗЛ? Что Вы сами думаете по поводу художественного наследия Виктора Цоя?
- Что касается Цоя художника, то в ЖЗЛ, конечно же, упоминается этот факт. Как и резка нэцке. Что касается творческого наследия, то я считаю, что нужно чаще делать выставки картин Цоя и всего прочего, к чему Цой руку приложил.
- Спустя столько лет, почему, по Вашему мнению, творчество «Кино» востребовано у поколений, которые родились уже после гибели Цоя?
- Феномен популярности Виктора Цоя и группы «КИНО» в том, что они – «настоящие». В них нет ни лицемерия, ни фальши. Они пели, как жили и жили, как пели. И даже сейчас, спустя годы, эта аутентичность считывается. Поэтому люди, особенно молодые, поколение за поколением поют песни «КИНО».
Поклонница группы "КИНО" на презентации книги Виталия Калгина "Виктор Цой и его "Кино" в магазине "Буквоед" (Москва).
- Почему, на Ваш взгляд, оно понятно жителям разных стран, людям разных возрастов и профессий? Когда Вы как исследователь погрузились в информацию об этом человеке, этой группе, изменилось ли Ваше мнение на этот счет?
- В песнях Цоя столько жизненной правды и энергии, что ее хватает, чтобы зацепить людей и сегодня. Еще при жизни Цой вошел в кантон неких светлых Богов и ориентиров (типа Гагарина, или Пушкина), и, несомненно, будет жить если не в веках, то, по крайней мере, живет сейчас... Да, Вы правы. Сегодня Цой - это гармоничная личность, которую слушает и гопник, и бизнесмен, и интеллектуал. А слушают потому, что каждый находит в его творчестве что-то свое. Понятное и близкое лишь ему. Хотят ли этого или нет, но так есть. Это факт. А что касается мнения.. При погружении в море информации о группе я лишь убедился в верности собственного восприятия «КИНО».
- Что ждет посетителей на Вашей презентации 5 сентября?
- 5 сентября я представлю вышедшую книгу ЖЗЛ «Виктор Цой». Сама книга вышла еще в начале года, в январе, но поскольку издательство решило отчитываться по итогам издательского года – официальная презентация была перенесена на осень. Чего ожидать пока не знаю. Очевидно, я просто расскажу историю рождения книги и подпишу книгу кому-нибудь на память…