Как вести себя в условиях контртеррористической операции, что делать при обстреле и в чем состоит журналистская этика — сначала эти вопросы разбирали в теории. А затем представители СМИ выехали на учебный полигон.
Главное оружие журналиста — видеокамера, фотоаппарат и диктофон. Однако, по словам представителей спецслужб, на войне корреспондентам не редко приходится брать в руки винтовки: «- Вот теперь кладем палец на рукоятку, потом на спусковой крючок, нашли там какую-нибудь кочку и огонь! Ну вот, в кочку попали. — Я оглохла».
У вологодской журналистики, в основном, женское лицо. Поэтому освоить основные принципы поведения в условиях войны оказалось нелегко. Настоящей встряской для журналистов стало нападение террористов на автоколонну: «Нападение!!! Быстро, быстро, выходим!!!»
Сложнее всего в такой ситуации приходится телеоператорам. Сотрудник канала Рен-ТВ Вологда Евгений Галянин не мог скрыть эмоций: «Есть немного дрожи в коленках, и толком еще даже не осознаешь, что произошло. Естественно, думаешь в первую очередь, как сохранить оборудование, ну и еще что-нибудь снять по возможности».
Впрочем, в погоне за яркими кадрами журналисты нередко забывают об опасности и простых моральных ценностях. Цинизм уже давно называют болезнью военных корреспондентов. Говорит командир отряда милиции специального назначения Дмитрий Пушкин: «Нельзя снимать боевые порядки спецподразделений, так как это раскрывает нашу тактику. И бойцам уже будет труднее работать, они могут расписаться своими жизнями за ваши беспечные кадры. Журналисты хотят показать жареные факты, залезть в самую гущу, как это было в Норд-осте. Помните, что за всеми вашими кадрами стоят судьбы бойцов».
Все журналисты, прошедшие семинар, получили свидетельства. Коллеги пожелали друг другу никогда не попадать в горячие точки.