«Эти гнилушки прослужат намного дольше, чем новые»: архитектор Владимир Лукин о реставрации деревянных домов

[ Культура ]

Завершается реставрация Дома купчихи Ершовой, который находится в Вологде на Советском проспекте, 78. Этот двухэтажный дом признан региональным объектом культурного наследия 19-го века. 

– Строительство дома началось в 1863 году Александром Лещевым. В 1879 его наследники продали здание купчихе Ершовой, которая его частично перестроила. Третьими владельцами особняка стали братья Прибытковы, которые были ростовщиками и одними из самых состоятельных жителей Вологды. В 1917 год дом был национализирован, и около века в нем были коммунальные квартиры. К нынешнему владельцу здание перешло в 2018 году, еще через год оно было признано объектом культурного наследия, и специалисты начали восстановительные работы, – сообщает о доме пресс-служба администрации города Вологды.

Сейчас реставрация подходит к концу, осталось провести инженерные сети и завершить отделочные работы. В этом году владелец здания планирует открыть здесь кафе и гостевой дом.

Дом Ершовой сегодня. Фото: NewsVo

О том, как проходили работы по восстановлению Дома купчихи Ершовой, журналистам рассказал архитектор Владимир Лукин:

– Дом этот для Вологды не совсем обычен. Первый этаж кирпичный, второй – деревянный, но поштукатурен по дранке. Второй этаж оштукатурили при купчихе Ершовой, когда проводили реконструкцию дома после пожара. Возможно, повлияло то, что Ершова была из Санкт-Петербурга, и каменная питерская архитектура взяла вверх, либо страх пожаров взял вверх и люди для защиты от огня решили покрыть дом известковой штукатуркой снаружи и внутри. 

Самое парадоксальное – дом сохранился очень неплохо, учитывая, сколько времени здесь были коммунальные квартиры и какое-то время он пустовал. Утрат по деревяшкам очень немного. Сруб сохранился великолепно! Судя по всему, сработало то, что известь – это антисептик.

Дом Ершовой до реставрации, 2011 год. Фото Ольги Малютиной

Дом Ершовой, как и все вологодские дома, имеет структуру доходного дома. С основного крыльца на этажи ведут отдельные входы. 

– Единственное разочарование было в том, что, когда мы обследовали здание, думали, что удастся сохранить балки, но, когда открыли подвалы… Люди, которые жили здесь, с одной стороны, сохранили это здание, потому что протапливали его, поддерживали, но, с другой стороны, они скинули воду из кухонь и из стиральной машины прямо в подвал. Там было очень влажно. Плюс ко всему, в последние годы подвал был полностью закупорен, все продухи закрыты. При первом осмотре мы решили, что несколько балок мы все же сохраним, но, когда открыли подвал и туда попал воздух, намокшее дерево моментом испортилось. Плюс там были грибковые отложения. Верхний слой древесины пришлось снимать и обеззараживать, – говорит Владимир Лукин.

Цокольный этаж дома, где уже в ближайшее время откроется кафе, реставраторы считают очень интересной особенностью этого памятника.

– В Вологде не так много деревянных и каменных жилых домов с настоящими подвалами. Мы считаем, что раньше это был не подвальный, а цокольный этаж. Потому что здесь крутой рельеф в сторону двора. Со двора есть два входа в цоколь. Они будут отреставрированы и восстановлены. Внизу планируется сделать маленькое кафе, которое будет работать как на сам гостевой дом, так и для посетителей с улицы.

Настоящей головоломкой для архитекторов стала необходимость приспособить старое здание под современные требования.

– Интерьеры будут максимально приближены к историческим, за исключением того момента, что идет приспособление. Обычно в старых домах холодные санузлы. В этом доме санузел был теплый, он был внутри кирпичного объема и одной стеной к нему выходила русская печка. Там многое было продумано, но туалет все же был обычный – выгребной. В новом гостевом доме современные санузлы будут в каждом номере. Кроме того, один из номеров будет специально оборудован для маломобильных туристов, – пояснил Владимир Николаевич.

Архитектор Владимир Лукин. Фото: NewsVo

Еще одной серьезной проблемой при восстановлении дома стало то, что последняя семья, которая жила здесь, устроила в своей квартире на втором этаже сауну. Пары от сауны сгноили балки перекрытий в одной части дома, поэтому реставраторам пришлось их частично выбрать, обработать и дополнить.

Также частично пришлось дополнить новыми фрагментами старые деревянные рамы.

– Оконные рамы в этом доме родные. Сохранность рам – 90%. Здесь вы можете увидеть фрагменты, которые были заменены – проставыши, протезы, которые здесь стоят. Дерево – лиственница, наверное, поэтому они и сохранились в таком великолепном состоянии. Фурнитура и петли родные. Сверху латунные головки. 

Реставраторы решили не покрывать внутренние рамы свежей краской, чтобы процесс восстановления был виден невооруженным глазом.

– Многие спрашивают: «Зачем вы так делаете?» Мы так делаем для того, чтобы показать деревянные рамы. Где реставрационные моменты, где вставки, где протезы. Чтобы люди видели, как над ними работали. Как ведь говорят? «Нафиг вам эти гнилушки!» А эти гнилушки можно не просто сохранить и отреставрировать. Эти гнилушки намного больше прослужат, нежели новые рамы, – говорит Лукин. – Потому что новые рамы делаются не из такого материала. Здесь уже просохший материал, который сто лет простоял. И если за ним дальше так следить, он еще простоит не одну сотню лет. 

Фото: NewsVo

Сейчас в доме восстановлены и действуют голландские печи конца 19-го - начала 20-го века. На них сохранились латунные решетки и много родной фурнитуры. Печные дверцы того же периода были специально закуплены у антикваров.

Старинные высокие деревянные двери реставраторы так и оставят с потертостями, шероховатостями и старыми слоями краски. 

Фото пресс-службы администрации города Вологды

Деревянные полы в доме тоже будут родные. В каких-то комнатах это старый паркет, а где-то широкие старые доски, которые даже не будут циклевать, потому что никакой циклевщик не справится с тем огромным количеством маленьких гвоздиков, которые были в них вбиты за сотню лет. Со старых полов снимут старую краску и обработают их наждачной бумагой.

– В помещениях будет показано, как выглядел накат по штукатурке, как выглядела дранка, как несколько слоев штукатурки наносились поэтапно. Также на стенах специально будут оставлены фрагменты со старыми газетами и обоями, правда, их закроют прозрачным пластиком для сохранности.

Фрагмент старой газеты на стене. Фото: NewsVo

Коллекция найденных во время реставрации экспонатов будет представлена в гостевом доме как в музее. Среди находок –  кассовая книга товарищества братьев Прибытковых, печать с инициалами «Дружинин П.М.», а также необычный оберег – бревно, на котором выгравирована молитва о спасении. 

– Надпись мы расшифровали, но пока не озвучиваем свой вариант, потому что не уверены в нем на сто процентов. Возможно, у вас получится своя интересная версия расшифровки, – говорит Владимир Николаевич.

Надпись-оберег на бревне. Фото пресс-службы администрации города Вологды

По словам Лукина, цели и задачи работы реставраторов в Доме купчихи Ершовой – максимально сохранить то, что есть: 

– Не сделать «а-ля», похожее, а именно подлинность. Проще было протянуть заново эти тяги. И стояли бы лучше, как многие говорят, нет, суть вопроса именно в подлинности материалов. Скорее всего, что даже вот эти трещинки в отдельных комнатах, мы разошьем и оставим, чтоб в интерьерах был виден дух времени.

Здание оно живое. Иногда идешь по полу, а половицы скрипят. Но в этом и прелесть, что это живет организм. Он живет своей жизнью, с нашим участием. 

Ступени и балясины на лестнице хорошо сохранились. Со временем ступеньки изменили форму, люди протоптали в них углубления, но реставраторы оставят эту историческую особенность. Фото: NewsVo

Собственник здания Алексей Зернов признается, что изначально он приобретал этот дом для себя:

– Когда его признали объектом культурного наследия, мне захотелось сохранить историю и сделать здесь музей-гостиницу, чтобы вологжане и гости города могли посмотреть, как жили до революции купцы и состоятельные люди Вологды. Тем более мы нашли здесь интересные предметы, которые отлично подчеркивают его историчность, - говорит Алексей Зернов.