Съемки документального фильма о путешествии художника Василия Кандинского на Русский Север проходят в Вологде.
- Художник Василий Васильевич Кандинский посетил Русский север в 1889 году, - рассказал о NewsVo о фильме его режиссер Александр Мирошниченко. - В то время он учился в Московском Университете на юридическом факультете и был членом Этнографического общества. В Вологодскую губернию он приехал для сбора материалов для своей диссертации, он изучал дела мировых судей. Помимо этого, по поручению Этнографического общества Университета он изучал быт и нравы зырян - народности, проживавшей на территории современного Сыктывкара, который в то время относился к Вологодской губернии.
Путешествие длилось три недели. За это время Кандинский посетил Кадниковский уезд, а затем Усть-Сысольский уезд – часть губернии, которая теперь относиться к Коми республике.
В своем путешествии будущий художник вел путевой дневник. Например, он пишет:
«Приехал в Вологду. Уютный, идеально скучный город. Лучшая гостиница «Золотой якорь». Дёшево и чисто».
По мнению искусствоведов, эта поездка оказала большое влияние на творчество художника. Создатели фильма используют дневник Кандинского, как основу для сценария.
Так, например, в своих воспоминаниях об этом путешествии Кандинский пишет:
«В этих необыкновенных крестьянских избах я и повстречался с чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы – все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами».
- Эта цитата из дневника часто используется искусствоведами в книгах о творчестве художника, - пояснила NewsVo автор проекта Ираида Копьёва. - «Пространство крестьянской избы» стало одной из причин, которая привела Василия Кандинского на путь художника. Через несколько лет он оставляет профессию юриста, уезжает в Германию и становится художником. Если вы знаете, такие избы есть у нас в музее «Семёнково», где изба внутри расписана: расписаны и печь, и двери, иногда даже потолок. Именно в такую избу где-то на территории Вологодской губернии и зашел тогда Кандинский. Чтобы создать эту атмосферу, съемки проводятся в том числе и в музее Семенково.
Документальный фильм о путешествии Василия Кандинского на Русский Север создается на средства гранта департамента культуры Вологодской области. Премьерные показы планируется провести этой осенью.
В тему
В 2017 году в Милане (Италия), в музее культур «Mudec» открылась выставка «Кандинский как рыцарь: путешествие в абстракцию», на которой представлены картины, выполненные художником во время его путешествия по Вологодской губернии и части территории современной Республики Коми в 1889 году. Выставка сопровождалась мультимедийными эффектами, гости погружались в мир не только образов, но и звуков. Эта экспозиция полностью отражала поездку, сыгравшую огромную роль в становлении известного художника. Вологодская земля дала Кандинскому возможность лучше узнать народный фольклор.
«Самое примечательное, что Василий Кандинский через несколько лет написал, что это путешествие стало определяющим в его решении стать художником – наравне со встречей с Рембрандтом в Эрмитаже. Эта выставка дает понимание того, откуда берет начало великий абстракционизм Кандинского», – отмечает Ирина Котылева, директор Национального музея Коми.
Как отметила Котылева, у многих посетителей экспозиции в Италии тогда возникло желание побывать в Республике Коми и отчасти повторить путь Василия Кандинского. При этом иностранцы никак не могли понять назначение старинного накомарника, зарисовка которого есть в дневнике Кандинского. Хотя это вполне функциональная и в наше время вещь.
В Вологодской областной картинной галерее отмечают, что, к сожалению, у них нет произведений известного художника, в отличие от Череповецкого музейного объединения, где хранится работа Василия Кандинского «Усадьба Ахтырка», написанная мастером в 1916 году и относящаяся к раннему периоду творчества художника, когда его наиболее сильно волновали идеи экспрессионизма.
Проект «Сокровища земли вологодской» реализуется при поддержке правительства Вологодской области.