Попробую проанализировать ситуацию и наметить основные задачи, необходимые к первоочередному решению.
Задача первая: появление инвестиционной составляющей в бюджетах организаций, осуществляющих пассажирские перевозки.
Ценовая война между частниками и ПАТП привела к тому, что на рынке все работают по себестоимости (20 рублей) или в убыток. Это очень неплохо для потребителей в тактическом плане, но смертельно в стратегическом. Парк транспортных средств стареет, новые автобусы не приобретаются. А на то, что можно сделать постепенно, выделив всего 1 рубль из тарифа, через несколько лет придется искать миллионы. И если постепенно не брать по одному рублю с потребителей услуг (пассажиров), то в какой-то момент придется взыскать сразу несколько миллионов разово, из кармана всех вологжан без разбора (субсидии из бюджета).
Задача вторая: убрать демпинг и ненужную конкуренцию.
Вам, наверное, приходилось видеть, как автобусы обгоняют друг друга в попытке первыми подъехать к остановке? Это происходит из-за отсутствия желания городской администрации цивилизованно и с учетом интересов всех акторов (в том числе и горожан, как потребителей услуг), сформировать честные, конкурентные правила игры и организовать грамотную схему маршрутов. В результате от демпинга, хаоса и неразберихи теряли и теряют все, в том числе и пассажиры, временами дожидаясь автобуса/троллейбуса часами.
Теперь о сегодняшних действиях городской администрации.
Просочившиеся слухи о попытке поднятия стоимости проезда до 23 рублей, а так же внесение демократичных изменений в "положение о конкурсах на автобусные маршруты" (а это ни что иное как попытка установить диалог, сотрудничество с частными перевозчиками), красноречиво говорят о том, что администрация города понимает эти проблемы и ищет способы их решения. Однако, к сожалению, делает это как обычно - обещания популистские, решения половинчатые, непубличные, не профессиональные, в угоду чьим то личным интересам.
Например, обещание спасти троллейбусы "без дополнительных" затрат - чистой воды популизм, сказка! Да, без коренных преобразований и непопулярных решений тактически можно оттянуть крах троллейбусов до "после выборов", но осенью этот "бумеранг" ударит с удесятеренной силой, то есть приведет, как минимум, к удвоенным "дополнительным затратам"!
Какие шаги я бы посоветовал предпринять чиновникам.
Первое: обозначить ответственного (руководителя), который этим будет заниматься.
- быть профессионалом в организации пассажирских перевозок, с имеющимся успешным, с экономической точки зрения, опытом;
- быть независимым, иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать, в первую очередь, перед Главой города Евгением Шулеповым, вне зависимости от политических и иных конъюнктур;
- уметь договариваться с акторами рынка и соблюдать договоренности, вне зависимости от политических и иных конъюнктур.
С подобными кадрами у администрации проблемы.... По моему мнению, в команде Главы человека, сочетающего все эти качества, нет.
Но его можно найти. Если действительно есть желание сделать пассажирские перевозки удобными, качественными и цивилизованными, советую присмотреться к кадрам, работающим у частных перевозчиков.
Второе: честно рассказать об "экономике наведения порядка".
- признать "необходимость отъема денег у жителей города", разработать социально справедливую и экономически целесообразную схему соучастия жителей города в финансировании наведения порядка, открыто рассказать о ней и обсудить с заинтересованными сторонами;
- организовать общественное наблюдение за реализацией программы;
Ну и третье: всем участникам процесса - перестать многозначительно надувать щеки, делать хорошую мину при не очень хорошей игре!
А кредит доверия - это уже 50% успеха, а это, согласитесь, уже немало!