Слышал звон, да не знаешь где он

[Блогово]

Совсем недавно получил письмо от жителя Череповца. Тема, поднятая в письме, показалось мне достаточно интересной, поэтому я решил его опубликовать у себя в блоге. 

«Слышал звон, да не знаешь где он». Это про наши социальные сети. В которых любой инфоповод могут перевернуть с ног на голову так, что от начальной информации останутся только крупицы. Да и сам инфоповод уже не важен, важно то, как и кто об этом говорит. Главное - «поймать тренд», «быть в теме». Вот и появляются раз за разом то часы патриарха, то закон о топоте котов, то запрет кружевных трусов, то еще что-нибудь...

А ведь достаточно только убрать всю эту информационную шелуху, сопоставить факты - и обнаруживается настоящая суть проблемы. И она неприятна, она неудобна, она раздражает так, что лучше снова прикрыться всей этой информационной шумихой. Как сейчас это происходит в Череповце, где уже который год идут споры о строительстве целлюлозного завода. 

В чем суть спора? 

Разработан инвестиционный проект, согласно которому в Судском сельском поселении Вологодской области будет построен завод по производству целлюлозы, оснащенный самыми современными экономичными технологиями, а также создана особая экономическая зона, которая даст толчок развитию экономики региона. Однако нашлись противники проекта, которые уже который год ведут активную борьбу против строительства. 

Вокруг этого предприятия в соцсетях, да и не только в них, чего уже только не написано. Но если, повторюсь, убрать всю эту информационную шелуху, остается неприглядная, горькая констатация фактов. И она заключается в следующем: нам нравится жить в нищете, нам нравится, когда нас жалеют, но при этом мы не хотим абсолютно ничего делать, чтобы выбраться из этой ситуации. И когда нам предлагают два пути: новые производства или прежний экономический уклад, мы выбираем второе, продолжая и дальше оставаться сырьевым придатком Запада! 

Судите сами. По данным портала lesonline.ru экспорт необработанной древесины растет уже третий год подряд и в 2014 году он составил свыше 20 915 тыс. кубометров. Часть этого же леса, только переработанного, возвращается к нам уже в виде готовой продукции. А ведь российские предприятия, в том числе и завод в Череповце, могли бы и сами перерабатывать это сырье и, соответственно, зарабатывать на этом! Но, если брать целлюлозную отрасль, ситуация такова, что в России просто катастрофическая нехватка предприятий, которые могут перерабатывать балансовую древесину. По данным государственных органов более 30 млн. кубометров такой древесины из-за отсутствия спроса просто бросается в лесу. 

Россия шаг за шагом теряет позиции в этой отрасли. В то же время зарубежные компании наращивают свои мощности, перерабатывая нашу древесину и зарабатывая на этом деньги. Одним из лидеров экспорта российского леса является Финляндия, которая переживает очередной бум в лесной промышленности из-за переориентации на перспективно-растущие азиатские рынки. По данным информационного агентства Regnum финская лесопромышленная группа Mets? Group планирует открыть на территории существующего целлюлозного комбината в городе Ээнекоски завод биопродукции, который будет производить целлюлозу объемом 1,3 млн тонн в год. Угадайте, чей лес в том числе будет использоваться в качестве сырья? А теперь ещё один вопрос: кому выгодно, чтобы в России, в том числе и в Череповце, не строились современные целлюлозные заводы? 

Между прочим, еще недавно финны опасались возрождения нашей целлюлозной отрасли. Цитирую Regnum: «… не сбылись прогнозы финнов в отношении России как производителя целлюлозы. В 2008-2009 годах ожидался резкий рост производства целлюлозно-бумажной продукции в РФ, однако этого не произошло. Это, в свою очередь, дало шанс производителям в других странах». Сейчас завод в Ээнекоски становится чуть ли не национальной идеей в Финляндии, правительство выделило на этот проект 170 млн. евро государственных средств. А в Череповце до сих пор вставляются палки в колеса. Палки, выструганные Западом.

Экономика, экономика и еще раз экономика. Вот основной камень преткновения в деле череповецкого целлюлозного завода. Арифметика очень проста. Кубометр необработанной древесины приносит его продавцу 25 евро, а тот же кубометр в виде целлюлозы - 130-140 евро. Существенная разница, не правда ли? Именно она - основная сфера интересов противоборствующих сторон. И в этой борьбе западные группы влияния очень грамотно разыгрывают экологический сценарий, привлекая на свою сторону местные природоохранные организации и жителей Череповца и Вологодской области. На этой же теме хотят заработать политические дивиденды перед выборами и некоторые местные активисты.

Между прочим, Вологодская область все еще не может оправиться от кризиса 2008 года и только в 2015 году перестала быть дотационной. Но для этого ее правительству пришлось пойти на ряд непопулярных мер, сократив расходы по очень важным направлениям и сделать ряд заимствований для покрытия дефицита прошлых лет. В этих условиях просто бредом выглядит отказ от проекта, который без учета налоговых отчислений будет приносить ежегодно в экономику области 15 млрд. рублей и создаст около 8000 дополнительных рабочих мест. Прибавьте к этому объекты инфраструктуры, социалку, импульс для развития малого и среднего бизнеса, который будет оказывать услуги в смежных областях… Но нет, зачем это все нужно?! Уж лучше мы пошумим в соцсетях и на митингах, поймаем тренд и будем в теме. Прикрываясь красивыми лозунгами, в том числе и патриотическими, противники строительства завода своими рассуждениями наносят явный вред отечественной промышленности и, словно судьи, выносят смертельный приговор экономике региона. Только вот, господа, вопрос: а судьи кто?