Для всех интересующихся: поговорим о актуальных трендах развития образования. Что делают, куда бегут, во что верят люди, определяющие судьбы отрасли? Да, да, не больше и не меньше: у всей образовательной тусовки, включая меня, комплекс избранных на острие атаки. В этом вся наша мотивация.
Сначала имеет смысл поговорить про претензии к старой школе - не нашей советской, а мировой вообще, в составе: здание, классы, доска, учитель, тесты, экзамены и проч. Если за 10-30 минут и профессионально, то всем рекомендую посмотреть в Youtube / TED.com видео по тегу Ken Robinson – рассказано всеобъемлюще, заодно вдохновитесь мастер-классом по best-of-breed технике презентации….
А если в двух словах и текстом: старая школа была нужна в индустриальную эпоху - эпоху заводов, газет, пароходов, когда экономике было нужно много одинаковых людей-солдатиков. Армия советских инженеров, армия советских учителей, армия….- просто армия.
Соответственно, во всех странах системы государственных школ настроили на штамповку таких людей – аналогия штамповки у того же Робинсона очень четкая. Детей в школе сортируют по годам выпуска, как автомобили. И дальше всех гонят массово по одной программе, с легкими модификациями.
Пост-индустриальная экономика, как мы знаем, является экономикой знаний и экономикой услуг, и отличается гораздо большим разнообразием. Знаний накоплено так много, что один человек не может их в себя вместить – специалисты стали узкоспециализированными и поодиночке уже ничего не могут. Нужно уметь работать командами, управлять командами, взаимодействовать в команде. Выросла роль коммуникативных компетенций, эмо-интеллекта, презентации и само-презентации. ИТ-технологии, опять же, сильно поменяли парадигму работы и взаимодействия людей.
Очевидно, что в сильно поменявшемся саванном ландшафте нужно учить детенышей новой стратегии выживания. Вместо стремления встроится в ряды “советских инженеров”, которому на одном из тысяч заводов страны точно найдется местечко, нужно становится человеком с уникальной точечной компетенцией, востребованном во всем мире. Потому что на заводах уже все места заняты роботами, а нужно стать тем самым одним инженером, который будет ими управлять.
Таковы новые требования, с которыми сложно спорить - нужно эволюционировать. Государственные школы разных стран, будучи учреждением инертными и консервативными, эволюционируют медленно. А вот что делают те, кто бегает быстрее и видит дальше (разные коммерческие образовалки, чокнутые родители, энтузиасты-мечтатели и провидцы, а также страны, ставящие фишки на образование в глобальной конкурентной игре):
· Тренд #1. Индивидуализация программ. Люди разные – дети разные – способности разные. Если ребеночек в третьем классе рубит по математике программу восьмого – не нужно мариновать его пять лет с остальными – потеряет мотивацию. Нужно учить каждого ребенка соответственно его способностям и в группе равной по уровню, а не по возрасту.
· Тренд #2. Командное обучение. В старой школе все строилось на индивидуальной учебе – основное взаимодействие в классе шло по линии учитель-ученик. В новых условиях нужно уметь решать задачи группами, лидировать и подчиняться лидеру, раздавать и выполнять задачи. В обучение вводится много задач для коллективной работы.
· Тренд # 3 Игровое обучение. В индустриальную эпоху подход к образованию был зверски-серьёзным: выучись на инженера или умри дворником. В новой эпохе геймер-подросток ведет канал на youtube и зарабатывает миллионы, а взрослые дяди кормят электронных зверушек – и плачут, когда они умирают. Многое делается для удовольствия, не для реального, а игрового результата. Обучение можно превратить в увлекательную игру, где двойка - это не пылающее клеймо, а количество баллов, списанных с виртуального счета.
·
Тренд # 4. Дистанционно обучение. Все очевидно - технологии сокращают время и расстояние, компьютер всегда под рукой, википедия, курсера, edex и хан-академия полны всеми знаниями мира. В интернете можно найти дистанционный курс, педагога по любому предмету.
С идеями все просто. Сложность - в технологии реализации.