«Правильно назвать – значит правильно понять». (с) Конфуций.
Интернет-вопль – «Картинку» выселяют! Караул!
Вопрос: А чего ж не бухтели, когда «картинку» выкидывали из здания банка?
Ведь когда либералиссимус Вологодской области Позгалев решил сделать в этом здании Музей кружев, здание было уже за картинной галереей, что было вполне логично - рядом административное здание ВОКГ, и построенное в свое время как флигель дома Н.П. Брянчанинова, позднее – банка.
И – ровно так же логично было бы Музей кружев сделать в историческом здании усадьбы Ковырино, где в 1815 году и родилось вологодское кружево.
В 1813 году в пригородном сельце Ковырино появились купленные по дешевке у казаков (за два рубля серебром) две девицы-плетеи из захваченного обоза, а в 1815 году уже появилась приспособленная к местным условиям технология плетения, (с юбилеем, вологжане!) и уже в 1820 году в Ковырино работала целая фабрика, на которой крепостные девки и бабы выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, очень напоминающее западноевропейское.
Но тогда - когда Позгалев отбирал у «картинки» здание - помалкивали. А сейчас - вопят!
Попы отбирают у вологжан возможность общаться с высоким искусством! Они сейчас и Кремль отберут, как в свое время снесли башню Кремля, чтобы построить Воскресенский собор!
А вот от этого в нашей жизни и происходят все непонятки, запутки и недоразумения - от того, что изначально неправильно назвали. Зачастую достаточно назвать вещи и явления своими, изначальными именами, правильно расставить акценты, и для здравомыслящих людей исчезает предмет для спора.
Но у нас, к сожалению, чаще происходит по другому каждый кричит свое, вкладывая в условное название свой смысл, и не пытается услышать и понять других.
И так появляются на просторах вологодского Интернета жадные, наглые попы, которые хотят выкинуть картинную галерею на улицу, узколобые фанатики-верующие, ненавидящие культуру, и бездуховные атеисты, которым плевать на вековые традиции русского народа.
Во-первых, никто «картинку» на улицу не выкидывает.
- Вологодская Епархия Русской Православной Церкви просит оформить право безвозмездного пользования на следующий объект, находящийся в федеральной собственности и используемый Бюджетным учреждением культуры Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник»:
- здание № 2 комплекса зданий Вологодского Кремля: 1. стены и башни Вологодского Кремля, 2. Воскресенский собор (XVI-XVIII в.), расположенный по адресу: 160035, г. Вологда, ул. Сергея Орлова, д. 15.
То есть Церковь, как организация, попросила вернуть историческое здание кафедрального собора, отобранное у верующих в пору гонений на Церковь. Не деревню Ананьино, еще с XVII века принадлежавшую Архирейскому дому, где находилась загородная резиденция архиерея, а православный храм, который сейчас используется как Центральный выставочный залВОГК.
Впрочем, пойдем по порядку. Воскресенский собор был построен потому, что построенный еще Иваном Грозным Софийский собор не отапливался, а у нас как раз принято было строить рядом холодный (летний) и теплый храмы.(Кстати – кому из вологжан мешает совместное использование Софийского собора Музеем и Церковью? С 1988 года в Софийском соборе возобновились праздничные службы, в 1992 и в 2007 годах здесь проводил патриаршее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора.
И что? Памятник архитектуры федерального значения туристами посещается безвозбранно, ограничения - только по случаю нечастых служб и - соблюдения микроклимата.
Собор в честь Воскресения Христова был построен и освящен 30 октября 1776 года именно как кафедральный собор, то есть Собор (храм) — главный храм города или монастыря, в котором может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
Русскому термину собор в западноевропейских языках соответствуют термины англ. cathedral, фр. cath?drale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral, происходящие от слова кафедра. В этом смысле кафедральный собор - это масло масляное, но так сложилось исторически.
И Софийский собор, собор в честь Воскресения Христова и соборная колокольня – это единый комплекс.
Опять же, надо называть вещи своими именами - Воскресенский собор построен не на месте снесенной башни Кремля, а на месте Юго-Восточной башни стен Архиерейского подворья. То, что нынче называется вологодским Кремлем, было построено в голодные годы именно вокруг Архиерейского подворья, на средства епархии - за работу горожанам и жителям окрестных сел платили хлебом. Светские власти остатки Кремля Ивана Грозного снесли, а церковные - нынешние стены, называемые теперь Кремлем, построили и сохранили.
Воскресенский собор неразрывно связан с историей Вологды - в 1824 году со стороны нынешней Кремлевской площади(ранее – Соборная площадь) пристроили парадный вход специально к визиту императора Александра I.
28 июня 1830 года именно в Воскресенском соборе было совершено пострижение в монашество вологодского дворянина Дмитрия Брянчанинова, которого мы знаем как святителя Игнатия, крупнейшего богослова России, причисленного к лику святых.
Здесь служил отец Варлама Шаламова, священник кафедрального собора о. Тихон. Здесь хранились изумительные памятники средневековой живописи - иконы шестнадцатого века «Зырянская троица» и «Никола Великорецкий».
К 1917 году в Вологде было 65 действующих православных храмов и пять часовен.
В 1924 году храмы стали закрывать – четыре храма на нынешней площади Революции и Софийский собор, и еще несколько храмов и часовен, в том числе – часовня бывшего Арсениево-Комельского монастыря. В том же году был открыт скорбный список разрушенных храмов - Афанасьевская церковь была разобрана на кирпич.
А это разбирают Никольскую цкрковь, 1928 год.
В тридцатые годы в Вологде действовали только кладбищенские церкви и единственный в центре города храм – Воскресенский.
5 марта 1938 года специальным постановлением Вологодского горсовета Воскресенский собор был закрыт, и в 1940-м году в городе с населением более 60 тысяч остался только один действующий храм - Рождества Богородицы, по факту ставший кафедральным собором. А в здании Воскресенского собора в 1950 году открылся художественный отдел Вологодского краеведческого музея, из которого в 1952 году, как бабочка из куколки, и вылупилась Картинная галерея, Центральный выставочный зал.
Так что просьба ВЕРНУТЬ кафедральный собор вполне логична. Относительно того, что департамент (управление) по борьбе с культурой лучше сохранит памятник истории и культуры федерального значения...
Именно культурные чиновники дали распоряжение на уничтожение фондов областной библиотеки, находившихся в стенеАрхиерейского подворья, примыкающей к колокольне Софийского собора летом 1964 года, в результате чего в макулатуру были сданы тысячи ценных книг XVI и XVII веков на славянском, латинском, французском, немецком, шведском, греческом, арабском, коптском, португальском, китайском и др. языках.
То есть – при некультурных попах книги хранились, а при культурных чиновниках их отправили в макулатуру, как вторичное сырье. Что интересно – сами галерейщики не столь болезненно воспринимают то, что в здание кафедрального собора предполагается вернуть кафедральный собор.
Для фанатов искусства, которые именуются работниками картинной галереи, ПРИСПОСОБЛЕННОЕ здание храма - не подарок.
Директор, Владимир Воропанов, например, вполне допускает размещение выставочного зала в историческом здании гостиницы «Пассаж», которое вологжане больше помнят как Первую поликлинику.
И здесь есть уникальная возможность - создать не просто выставочный комплекс, а Художественный музей!
К немаленькому зданию гостиницы можно пристроить огромное здание. Представьте - над рекой Золотухой, от здания гостиницы до Ленинградского магазина, от Каменного моста до ул. Лермонтова, на сваях поставлено современное здание выставочного комплекса. Я прикинул - от девяти до пятнадцати тысяч квадратных метров может быть площадь этой пристройки! Полтора гектара выставочных площадей! Причем - не приспособленных, а изначально спроектированных и построенных так, как надо, как должно быть - выставочные залы с правильным освещением, с щадящим микроклиматом, с надежными запасниками.
А в самом здании гостиницы - офисы научных работников, и – если угодно - восстановить зал ресторана, в которомЕсенин обедал с Зинаидой Райх и поэтом Ганиным.
Поторопиться – и конференц-зал можно успеть сделать - в 2016 году в Вологде состоится Всемирный конгресс экслибриса (элемент книжной графики).
И - идеально совпадают все требования, предъявляемые к Художественному музею - здание находится в самом что ни есть центре города, и, помимо центрального входа – с Ульяновой - у него может быть еще несколько входов - с Каменного моста, с улицы Мира, с Лермонтова.
Есть возможность с улицы Лермонтова сделать въезд для спец-транспорта в закрытый ангар, что бы живописные полотна ни на минуту не были подвержены действию атмосферного воздуха. Заехали, закрыли ворота - и двери машины, доставившей произведение живописи, открываются уже в нужном микроклимате, с рекомендованной влажностью и температурой.
А вот на это богоугодное дело - строительство здания учреждения культуры с благой целью возвращения верующимздания храма - и сами верующие внесут свою лепту. Главное - правильно понять друг друга, нам, живущим в древнем городе Вологде, и думающим, как здесь будут жить наши внуки и правнуки.
И опять же нужно правильно навать ххдожественный музей.
Лично у меня неважные отношения с директором «картинки» Владимиром Воропановым. Но – если встанет вопрос, чьим именем назвать Художественный ли музей, картинную ли галерею, я бы назвал - Художественный музей им. В. Воропанова. Надо отдать должное - нынешняя Картинная галерея, по сути, дело рук Воропанова, который бессменно руководит ВОГКаж с 1981 года!
При нем провинциальная «картинка» превратилась, по сути, в Художественный музей. При нем Шаламовский дом стал местом постоянной экспозиции русского и западноевропейского искусства XVI-XIX веков, при нем появился и Музей Шаламова в этом здании.
Мемориальная мастерская Пантелеева, дом Корбакова
– это тоже Воропанов, администратор с душой художника, с безошибочным чутьем и безукоризненным вкусом.
Множество произведений искусства получило прописку в Вологде именно благодаря ему. Ему, а не безликой конторе ОТДАВАЛИ картины, эстампы и рисунки художники, коллекционеры и наследники. Вот Картинной галерее Департамента по борьбе с культурой - и не продали бы, а директору Владимиру Воропанову - отдали.
Вот это и называется – роль личности в истории города Вологды.