Я достаточно подробно рассказал «Коммерсант FM» в чем состоит это «нематериальное наследие ЮНЕСКО» и почему нас (русских блюд и обычаев) в нем нет, и в ближайшее время не будет. К сожалению специфика радио не дает возможности для подробных комментариев. Поэтому приведу статью на сайте «Коммерсанта», а потом объясню в чем здесь «собака зарыта». Итак, для начала их текст:
"Армения обидела соседние страны тем, что присвоила себе лаваш. Эта традиционная для многих народов Кавказа, Азии и Ближнего Востока лепешка была официально включена в список нематериального культурного наследия Армении. Заявку именно этой республики одобрили эксперты ЮНЕСКО. На статус родины лаваша претендуют также Азербайджан, Иран, Узбекистан, Грузия и Турция. Однако теперь только армяне смогут торговать лавашем как национальным брендом.
Тонкая лепешка из хлеба и воды, испеченная на горячих камнях, с древних времен была основой рациона кочевников. Приписывать авторство этого блюда армянам несправедливо, считают в других странах, где лаваш тоже известен с древности. И для соседей по региону этот лавашный спор имеет серьезное значение. Дело не в строчке списка ЮНЕСКО, а в больших коммерческих перспективах лепешки как бренда, пояснил директор исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Станислав Тарасов.
"За этой полемикой стоит, конечно, торговый интерес, скользкий фактор конъюнктуры, и есть политически определенное расчеты. Народы, я имею в виду народы большого Кавказа, Закавказья, Ближнего Востока, Средней Азии, таким образом хотят закрепить за собой какой-либо бренд, чтобы с этим брендом выходить на мировой торговый рынок", — уверен Тарасов.
Эту позицию подтверждают и владельцы других национальных ценностей, новичков в списке ЮНЕСКО. Например, с этого года в разделе культурных практик появилась традиционная японская технология производства бумаги васи. Современная промышленность сделала эту бумагу слишком дорогой и непопулярной. Так что японцы поспешили придать старому ремеслу статус охраняемого искусства, отметил в эфире канала NTD TV Russia представитель японской делегации в ЮНЕСКО Сигэки Мията.
"Васи — это один из самых традиционных народных промыслов в Японии. Но в наши дни западная бумага стала нормой, поэтому спрос на васи постоянно снижается. Поместив васи в этот список, мы сможем передать эту традицию будущим поколениям", — рассказал Сигэки Мията.
В списке ЮНЕСКО есть несколько и российских объектов. В основном это природные или архитектурные красоты. Например, Московский Кремль, озеро Байкал, вулканы Камчатки. Но ни одной оригинальной технологии или национального блюда нет. Хотя таким уникальным объектом могла бы стать, например, русская печь, считает историк русской кухни Павел Сюткин.
"Такой агрегат специфически характерен для России или прилегающих славянских стран и народов. В какой-то степени, естественно, с этой печкой связано множество культурных традиций, начиная от кулинарных, кончая литературными, житейскими, бытовыми", — сообщил Сюткин.
Опасаясь, что современные технологии и фастфуды уничтожат исторические гастрономические ценности, многие страны спешат определить их под защиту ЮНЕСКО. Так корейцы, например, внесли в список нематериальных ценностей кимсжан — это культура приготовления острой закуски из капусты кимчи. А французы и японцы зафиксировали свою кухню целиком. Бельгия решила пойти другим путем. Она оформила заявку на одно из самых распространенных блюд в мире — картошку фри. Бельгийцы считают, что блюдо изобрели именно их предки. Заявка из Бельгии будет рассматриваться в комитете ЮНЕСКО в следующем году."
А теперь добавлю от себя:
Проблема с внесением русской кухни в нематериальное наследие ЮНЕСКО есть. И она совсем не так проста, как кажется. Мы с Ольгой Сюткиной и Гелией Делеринс пробовали разобраться в этой теме некоторое время назад. Поэтому можем говорить более или менее содержательно, а не на уровне эмоций. Так вот, попробую рассказать:
1. Чтобы иметь право что-то выдвигать нужно хотя бы «купить билет». Так вот таким «билетом» является подписание Международной конвенции о нематериальном наследии. Заходим на соответствующий раздел сайта ЮНЕСКО. И… что же мы видим? России нет в списке стран, подписавших этот документ. Армения, Таджикистан, Украина, Того и Уругвай есть. А вот России - нет. Естественно, у российского МИДа есть множество других увлекательных занятий – подготовка миллиардного кредита Зимбабве, списание долгов Кубе (а до этого Ливии), отстаивание человеческих прав осужденного за контрабанду оружия Бута, заявление об ущемлении негров в Америке, борьба с международным усыновлением русских детей и т.п. Русская культура – а что это? Зачем?
2. Нематериальное наследие – это не блюда и рецепты. Да, мы можем назвать немало исторических русских блюд. Но! В ЮНЕСКО имеется в виду совсем не это. Речь идет о культурной «церемонии», т.е. обряде, процедуре и т.п., которая сопровождает приготовление блюда. ЮНЕСКО отмечает именно обычай, а не само блюдо. То есть, например, процесс совместного заквашивания корейской капусты кимчи, а не саму капусту. Посмотрите корейский ролик-презентацию для ЮНЕСКО, чтобы было понятно:
Или в Бельгии - ловлю креветок на лошадях двенадцатью (всего-то осталось) семьями.
Как вы думаете, у нас есть обычай, который передается из поколения в поколение, из этого списка? Или уже нет? – Не знаю. Надо думать и выбирать.
3. Представление русского проекта – это не 10-страничная презентация. Нужно четко понимать, что это серьезная работа. Десятки французских производителей исторических специалитетов много лет не могут доказать свое «первородство». Мы разговаривали с Пьером Саннером, который возглавляет французскую общественную ассоциацию, что готовила документы для этой международной организации. Так вот они с радостью помогут составить все досье и преподнести его в ЮНЕСКО. Но такие консалтинговые услуги – это платная вещь, поскольку предполагают задействование множества иностранных экспертов, их приезд в Россию и ее регионы, подготовку соответствующих отчетов. Да, конечно, можно сказать, что мы настолько велики, что от каких-то французишек зависеть не будет. «Ок, варитесь в своем соку», - не скажут, но подумают вежливые иностранцы. И с улыбкой пожелают нам дальнейшего «вставания с колен» и приращения русского духа.
4. Представление русского наследия в ЮНЕСКО не может быть рекламным проектом производителя. Ну, если мы не хотим уж совсем скатиться до уровня «третьего мира», где какой-нибудь запеченный банан в пальмовых листьях с танцами под бубен будет спонсировать Пепси-кола. Вот почему есть простая альтернатива. Или деньги на представление проекта (а это, полагаю, около 100-150 тыс евро) будут собирать энтузиасты, блогеры, кулинары, общественники и т.п. Или их, наконец, найдет российское государство. Впрочем, что это я? Есть, конечно, третий гораздо более вероятный вариант: их принесут нам марсиане, пораженные самобытностью русских традиций.
Вот такая у нас ситуация с нематериальным наследием русской кухни и его международным признанием. Не к месту оно и не ко времени. Увы…