...в организации общественного транспорта. Вологда, похоже, первая пришла к ожидаемому выводу: отдать все маршруты в руки муниципального предприятия было глупым или злонамеренным решением, и итоги этого конкурса нужно просто срочно отменять.
По этому поводу направлена декларация, за которую единогласно проголосовал Гражданский Совет Вологды, я в том числе. На эту минуту она доведена до сведения ДГИ.
Прямо сейчас Гражданский Совет Вологды вместе с независимыми перевозчиками готовит поправки в положение о конкурсе на маршруты.
Мэрия не справилась, давайте сделаем мы и сделаем все правильно. Говорят, на рентабельных рынках бизнес творит чудеса и в кратчайшие сроки удовлетворяет все потребности клиентов.
На первом заседании Гражданского Совета Вологды в четверг независимые перевозчики озвучили желаемый тариф 17 рублей, а ПАТП-1 назвал порогом рентабельности цифру 27,5. Чего будем ждать? Когда монополисты оставят нас без штанов?
Участвую во всех обсуждениях этой проблемы, вот и сейчас собираюсь на очередное заседание. Совершенно очевидно, что собака порылась в условиях конкурса на маршруты. Мэрия регулярно переписывает их под ПАТП-1. Например, когда их автобусы постарели, возраст вдруг резко перестал играть решающую роль в конкурсе, зато объем прекрасной белой зарплаты, выплаченной слесарям за бесконечные ремонты (и отсутствие автобусов на линиях) привел МУП к победе.
Не хочу грузить вас деталями. Если совсем откровенно, и сама не хочу. Почти каждый пункт положения о конкурсе дублирует работу федеральных служб.
Не хотим гастарбайтеров? Хотим рабочие места для вологжан? Штрафы миграционщиков и так разорительные. Хотим белые зарплаты? Для этого содержим трудовую инспекцию. Техосмотр автобусы проходят каждые полгода. И какой смысл разбираться, что лучше для вологжан: новые автобусы и арендованная ремонтная база или старые и собственная автомойка? Плохой автобус, будь ему 2 года или 7, не пройдет ТО. Грязный заработает владельцу штраф. Мы же платим в федеральный бюджет ГИБДД, РосПотреб- и Тех- надзорам львиную долю налогов, так какой смысл грузить этим еще и городских чиновников? Чтобы они размножались в геометрической прогрессии и сидели на наших шеях?
Вот скажите, какая пассажирам разница: автобус мыла автомойка, семья владельца АТП или дрессированные мартышки из цирка в их свободное время? Не нужно вмешиваться в дела бизнеса. Нужно, чтобы автобус был чистым, безопасным, и приходил по графику. Для этого и без конкурса есть все возможности и широкие полномочия многочисленных органов. Давайте не будем одним-единственным местным регламентом спасать мир. Давайте не требовать, чтобы водитель участвовал в донорстве, переводил старушек через дорогу и был верен жене.
Итак, кто должен выигрывать маршруты?
Представьте, что у нас установлена верхняя планка тарифа, и на каждый маршрут претендуют вообще все желающие, имеющие нужное количество исправных автобусов. Выигрывает тот, кто предложит наименьший тариф. Всё!
Вы скажете, есть нерентабельные маршруты. Всё продумано: конкурс на них должен проводиться позже - когда не окажется ни одной заявки в первом туре. Тогда муниципалитет предлагает дотацию, скажем, в 100 000 и опять - кто повезет людей дешевле всех?
А дальше - как в сказке. Маршруты пересекаются. Пассажиры стареют. В условиях конкуренции перевозчик САМ ЗАХОЧЕТ отправить на линию низкопольные чистые удобные машины. В качестве антимонопольной меры можно запретить одному перевозчику обслуживать смежные маршруты.
За нарушения графиков - обговоренная заранее неустойка. За многократные нарушения графиков - разорительная неустойка и расторжение договора. Нарушения графиков давным-давно видны на компьютере в ДГИ, куда стекается ГЛОНАСС-мониторинг. Представляю, как дьявольски ржут чиновники, когда активисты дежурят на остановках, считая автобусы...