В начале сентября 1941 немцы замкнули блокаду вокруг Ленинграда. Наши войска сразу стали пытаться прорвать её. И вот в излучине реки Невы удалось захватить маленький плацдарм. Немцы смогли его локализовать, организовав непроходимую оборону. С ноября и всю зиму советское командование переправляло на этот простреливаемый со всех сторон клочок земли длиной 2 км. и шириной 600 метров нескончаемым потоком дивизию за дивизию, полк за полком, бригаду за бригадой, танк за танком. Атаковать, атаковать, атаковать. В лоб, грудью на пулемёт. Без поддержки артиллерии (экономили снаряды), без авиации, без надёжной связи.
В апреле 1942, когда начался ледоход и подкрепление на плацдарм перебросить было невозможно, немцы ликвидировали этот пятачок. В начале сентября было принято решение снова захватить этот плацдарм. Первый раз из-за плохо подготовленной операции до левого берега добирались лишь единицы и там же погибали. Но в дальнейшем удалось захватить этот же клочок земли как и год назад. И снова атака за атакой без единого шанса на успех. Враг настолько привык, что мы тупо, упёрто, не считаясь ни с чем, отправляем в мясорубку людей именно с этой точки, что ослабил оборону в другом месте (в районе Маурино), где нашим частям удалось переправиться, развить наступление и в дальнейшем частично снять блокаду.
Общие потери на Невском пяточке тогда никто не считал. В советское время официальной была цифра 20 000 человек. В последнее время различные подсчёты дают цифру от 50 000 до 100 000 погибших. На маленький клочок земли. Участник боёв на Невском пятачке осенью 1941 г. в составе 115-й стрелковой дивизии Ю. Р. Пореш так ответил на вопрос «стоило ли удержание плацдарма таких огромных жертв»: "Потом, когда были подсчитаны потери убитыми, ранеными, искалеченными, нам, оставшимся в живых, стало жутко от реальной цены этого «пятачка» и возник этот вопрос: «А стоило ли?». А в то время это было единственной надеждой на прорыв блокады и снятие угрозы голодной смерти оставшихся ещё в живых ленинградцев, ведь от Невского пятачка до боевых порядков Волховского фронта было всего-то семь километров."