Павел Шабанов, Вологда
Вологда кабацкая - 2
Братчина
У старого русского слова братчина два значения:
1. ..."братчина" означает - пиршество, устраиваемое в складчину, то есть общинный праздничный пир (Даль)
2. – община, объединяемая по признакам места проживания или ремесленной корпорации.
Очень часто это совпадало - Ямская слобода (ныне – просто улица Слобода за парком Мира) - это место поселения ямщиков.
Кожевники работали и жили на Наволоке (Заречье, набережная VIармии между Чернышевского и Комсомольской)
Стрелецкая слобода (начало Благовещенской улицы).
Кузнецы в Вологде, к примеру, селились компактно, вдоль большого тракта на выезде из города стояли кузницы - тогдашний «шиномонтаж» - и лошадь подковать, и железную шину на тележное колесо наварить.
Ехаловы Кузнецы, где одновременно стояло свыше 40 кузниц – (ныне - улица Авксентьевского), по дороге на Москву Большие Кузнецы (начало Советского проспекта.)
Чуть позднее братчина объединяла прихожан одного храма, что опять таки соответствует месту проживания.
Так, Ехаловы Кузнецы принадлежали к Владимирскому приходу, Большие Кузнецы – к Николо-Глинковскому.
А потомки кожевников Наволоки, давшие приют пришедшему в Вологду Дмитрию Прилуцкому, стали прихожанами храма Дмитрия Прилуцкого, поставленного на месте дома кожевника, в котором и жил преподобный Димитрий в 1370 году.
Но количественно это примерно совпадало - в братчину входило до150-200 человек.
Братство огня
Исследователи определяют средневековую братчину, как братство по еде - людей объединяла совместная трапеза, они, таким образом, становились родственниками, и даже браки внутри братчины были запрещены.
Но я бы определил вологодскую братчину как братство огня - не случайно посреди вологодской корчмы, в которой проводилась братчина, очень долго сохранялся архаичный очаг с открытым огнем, когда в избах и даже в самой корчме (обычно в углу, справа от входа), стояли русские печи.И позднее, когда вологодской корчмы уже не было, братчина даже под открытым небом собиралась вокруг огня.
«Старой огонь».
Долго, очень долго в Вологде параллельно существовали две традиции - «живого» , или «паханного» огня и – «старого огня»
В традиции живого огня было принято раз в год тушить в печи огонь, и с помощью сухих деревяшек и «пороха» (сухой порошок гриба чаги)добывали огонь трением.
В Вологде это было обычно 1 сентября, начало Нового года по древнему календарю.
И была ещё одна традиция - бережно передавать огонь из поколения в поколения, от матери к дочери, а чаще – от свекрови к невестке.
А когда появился в Вологде «старый огонь»? Бог весть.
В 1977 году, в одном из домов по Кривому переулку, древняя бабушка угощала меня пирогами, испеченными в печи на «старом огне», и, посмеиваясь, рассказывала о соседке, которая огонь разводит спичками.
Разговорившись, я с удивлением узнал, что «неграмотная» старушказакончила в свое время гимназию, и даже училась несколько семестров в университете.
(А ее двоюродная сестра, Александра М., выпускница института благородных девиц, восприняла от свекрови и продолжила традицию живого огня.)
Так вот, по рассказам хранительницы старого огня, огонь этот передавался из поколения в поколение на протяжении веков, от Ильинской братчины.
Когда в конце XIX её бабушка вышла замуж и поселилась в Заречье на Калашной улице, она унесла с собой огонь Ильинской братчины, хранимый с незапамятных времен. (Бабушка выросла возле Ильинского храма, нынешняя улица Засодимского).
Может быть, с тех самых времен, когда вологжане праздновали братчиной День Перуна, приходившийся на 20 июля (2 августа), с огнем,дарованным самим Перуном. Сколько сотен лет назад ударила молния в дерево и зажгла огонь, который пронесли сквозь века хранительницы домашнего очага?
Братство огня в других областях России долго сохранялся в виде обычая сохранения общественной, братчинной ( «братской») свечи.
Свеча эта могла быть была огромной, в четыре пуда и более весом,потому что к ней ежегодно добавлялось некоторое количество воска.
В церковный праздник несколько уважаемых прихожан, членов братчины, собирались в избе, в которой хранилась братская свеча в течение года. С их помощью хозяин нес свечу или в сопровождении их, если мог унести ее сам, в церковь и водружал перед иконой, соответствующей предстоящему престольному празднику. На следующий день после литургии свечу брал крестьянин, в дом которого она должна была перейти по принятой очередности, и нес ее один или с помощниками впереди причта, шедшего с иконой по домам. В доме этого крестьянина икону ставили в «святой угол», а перед нею — братскую свечу, на которую новый хранитель ее тут же лепил изрядный кусок воска.
В Вологде же этот древний обычай братства огня сохранялся в более чистом виде - хранился сам огонь, от которого возжигали и свечи перед иконами, и огонь под братчинным котлом, и в печи, где выпекался братчинный хлеб.
Тлеющие угли от братчинного огня уносили в избранный дом, а там он сохранялся традиционным способом - после того, как печь протапливалась, часть углей сохранялась в горнушке -углублении топливника - под слоем пепла. Каждое утро хозяйка -хранительница очага -раздувала огонь в печи, потом бережно укутывала пеплом угли...
И так то крайне неохотно давали огонь из печи, и с непременным условием чтобы тлеющие угли тут же вернули, а уж братчинный огонь выпросить было и вовсе невозможно.
Впрочем, нормальным людям то было не в тягость - за огнем к соседям ходили вовсе уж безалаберные и никчемные хозяева.
С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка,но традиция братчины, посвященной началу сбора урожая, сохранилась.