«Дошкольное образование — это такая благодарная работа, когда отдача особенно видна. За всех воспитателей не скажу, но большинство очень хорошие. Мы же понимаем, что выпускаем из садика будущее поколение. Это наша ответственность, чтобы дети выросли и умнее, и добрее — настоящими гражданами.
Это не говоря уже об основе, которую дает садик и которая позволяет потом ребенку в школе учиться без особых проблем. Все можно сделать. Каждая маленькая проблемка, каждое недопонимание — почти все корректируется. Есть давно отработанная схема сотрудничества с логопедами, психологами, все пишется и отмечается. Есть календарный план.
Но эти ФГОСы изменили все. Ни на что нет времени. Теперь мы постоянно проводим мониторинг и пишем отчеты. Зачем мониторинг в своей! В своей!!! группе, где ты и так про каждого ребенка знаешь все до мелочей — с чем нужно поработать, в чем дать себя проявить? Мониторинг не дает воспитателю ничего сверх того, что он и так знает. Зато гора отчетов все растет. Маленькие таблички, большие таблицы, сводные таблицы... И переписывание в отчеты методической литературы.
ФГОСы требуют инноваций. Виртуальные животные, интерактивные программы. Но нет даже проектора! Нам говорят: «А как мы в свое время бывало? Все своими руками.»
Проводишь занятие, а дальше дети должны закреплять материал в развивающей среде, но ее нет! Сидят куклы, те самые, которыми я играла в своем детстве. Все развивающие игрушки в моей группе я принесла из дома. Куплю какой-нибудь «Собери квадрат» за 700р, моя Ксюша научится собирать, я несу в группу. Но не все так могут. Воспитатели так и играют в ладушки, а потом получаем педагогическую запущенность.
Родители, кто поумнее, ведут детей в развивающие центры. Воспитатели идут туда на подработку, чтобы поработать в нормальных условиях. Там все тетрадки-картинки куплены, все яркое, удобное. Дома у детей интерактивные игрушки. В садике же воспитатель азбуку своими руками рисует, предлагает считать картонные коробочки, склеенные долгими зимними вечерами после работы. Как мотивировать детей? Как изучать цвета, нарисованные фломастером?
Ни на какую полиграфию, ни на какие наглядные пособия денег не выделяется. Для черно-белой печати пользуюсь маминым принтером, сама покупаю бумагу, тонер. Каждый вечер стою с протянутой флешкой и умоляю родителей распечатать картинки на цветном принтере. Я не люблю просить. Я педагог, есть педагогическая этика, почему я должна выпрашивать все у родителей, роняя авторитет?
Лепка из соленого теста. Это по ФГОСу. Муку, соль просить стыдно. Иду и покупаю сама, со своей зарплаты. И знаете что? Я, когда стала родителем, теперь меня это особенно бесит, потому что и в ксюшину группу покупаю необходимое с этой же самой своей зарплаты. Я не понимаю, как выживают другие воспитатели, без высшего образования и надбавки за него, которые не могут подрабатывать на стороне логопедом за 300р. в час.
Например, в помещении группы должно быть 16 зон развития. Домашняя: диван-торшер. Спрашиваю, где мне взять диван? Ответ: «Вы плохо работаете с родителями».
Патриотическая зона: гимн, герб, Путин, Шулепов. Портреты вождей за свой счет. Ненавижу.
Отменили 100р. на методическую литературу. Учебный год без нее вообще не начать! В этом августе купила пособий на 3000 рублей. Интернет? Там бесплатно только моральное старье, а когда платишь за доступ к какому-нибудь свежему материалу, он вполне может оказаться ерундой, покупаешь кота в мешке.
Книг нет. К первому собранию готовила речь. Придумала, что это будет не подачка родителей на бедность, а такая хорошая традиция, праздник: в первый день нового учебного года приносить книжку. Рассказывала родителям, зачем вообще нужны книги, как они способствуют грамотности, например. Просила, чтобы выбирали по возрасту и на вырост. Принесли, не все правда. Теперь у нас даже энциклопедии есть.
Даже мелочи... Нужно вести три тетради формата А4, я купила такие, каждая стоит 120 рублей. На все запросы к администрации ответ один: «Вы плохо работаете с родителями!». Я не могу больше этого слышать. Я хорошо работаю с родителями, мы буквально вместе работаем. Без сотрудничества с родителями дошкольное образование вообще невозможно, но родители платят налоги на образование, платят за садик, сколько можно их обдирать? У нас в одной группе кровати просто провалились до пола, и родители покупали новые на всю группу.
Спонсорство странное. Приходят какие-то дядьки. Депутат, например. И объявляет конкурс детского рисунка или аппликации, допустим, по теме «Весна». Программа, запланированное и подготовленное за неделю занятие, непрерывность и целостность — все бросаешь и срочно, за два дня готовишь материалы к занятию по теме конкурса. За все это дарят потом победителю игрушечный грузовичок.
Что и как в садиках будет передано области, когда куда — никто ничего не объясняет. Зачем нужно загнать садики в долги, просто загадка. Сейчас известно только, что передают все клининговые мероприятия на аутсорсинг. Непонятные посторонние дворники будут ходить по территории. По вызову? Раз в день? А если снегопад весь день?
А уборщица? Дети пришли с прогулки, лестницу надо мыть сразу, так что уборщица все равно должна быть на полный день. И что это за уборщица? Наши со справками, прошли медкомиссию. Еще не хватало кухню отдать на аутсорсинг.
Про зарплату всем интересно. Со мной подписали трудовой договор, где гарантированная минимальная зарплата была зафиксирована на 11 000. С тех пор максимальная была 9 000. Я сейчас решила разобраться в этой схеме (это будет вторая попытка). Совсем с деньгами стало туго, все тарифы выросли. Нищета.
Заведующие никак не на нашей стороне. Они теперь назначаются и снимаются Шулеповым. Раньше была схема, когда управление образования более-менее выбирало из желающих, можно было подать заявку.
В нашем садике прошло собрание педколлектива по этим последним реформам оплаты труда. Мои коллеги решили не протестовать и подписались на оклад 3150 рублей.
Заведующая рисовала на доске, какие будут доплаты, надбавки. Воспитатели сидели с калькуляторами и насчитали себе по 20 000. Вы верите?"*
*Записано со слов воспитателя одного из вологодских д/с. Имя изменено.