Я всегда страшно гордилась тем, что в покупательской среде Вологодской области все не так, как положено по законам экономики: у нас предпочтительная конкуренция, то есть при всем богатстве выбора среднестатистический вологжанин будет покупать местное.
На этом уже погорели федеральные сети, которые думали, что «Домики в деревне» и прочие микояновские колбасы заслонят нам свет в оконце, но потом вынуждены были все-таки заключать договора с вологодскими производителями, а всю разрекламированную снедь запихивали на полочки похуже, чтоб не отпугивать народ.
Конечно, беднейшее население будет покупать то, что дешевле, но все-таки даже более-менее не нищие пенсионеры предпочитают свое, родное. Купить чужую сметану? Да никогда! Наше — экологически чистое, наше — качественное, наше нарасхват во всех столицах, наше — выкормленное лучшими травами и рекомендованное лучшими собаководами...
И вот теперь создалась ситуация, как в анекдоте: «Нищий индус Сингх Капур понятия не имеет, что собирает только верхние чайные листочки, делает это с особой любовью и заботой, и что он — юная девственница». Потому что пока мы — я имею в виду, прежде всего, себя и своих знакомых с аналогичными взглядами на вологодское — гордились и поддерживали отечественного производителя, производитель положил на нас болт.
Моим первым потрясением было то, что курица «Приосколье» при ближайшем с ней знакомстве на кухне оказалась лучше «Шекснинской» — крупнее и сочнее. Я едва ли не как личное оскорбление воспринимала повсеместную рекламу этого «Приосколья», пока к какому-то празднику мне не потребовалась цыплячья тушка. Когда шекснинский бройлер «вытянул» на 680 грамм, я взбесилась. Они там аборты курам делают, что ли?
Вторым потрясением оказалось то, что наши овощи дороже привозных, но ничем не лучше. К примеру, помидоры «черри» из «Тепличного» рублей на 15 дороже аналогичных испанских, но по вкусу куда кислее. Что, из Тепличного везти дальше, чем из Испании? Вырастить, наверное, сложнее, но зачем же так надрываться, тратиться на искусственное солнце и прочее, если получается дороже и хуже? Пусть картошку сажают.
Третьим потрясением стал приход в редакцию представителей некоего молкомбината, которые рассказали, что их молоко производится из сырья, закупаемого в других регионах, да еще и второго сорта. Конечно, и третий сорт — не брак, но... Черт побери! В Вологодской области — привозное молоко...
Мои знакомые, которые работали всю жизнь на АОЗТ «Племзавод „Заря“» рассказывают, что еще несколько лет назад молоко первого сорта воспринималось на их ферме как ЧП — всех лишали премий... Сырье было либо высшего сорта, либо сорта «Данон», что еще выше. Но уж никак не первого и не второго.
Да, да, я в курсе, что все самое лучшее у молкомбинатов и колхозов сейчас забирает Москва, которая перебивает все закупочные цены и оставляет вологжанам хрен да бусы и второй сорт, ибо на высший у нас денег не хватает... А нормальную курятину, яйца и прочее у нас кто забирает? Бабайка?
Сейчас самое время областному правительству начать рассказывать, как оно не покладая рук помогает миллионными дотациями, а производителям — как пули и сапоги свистели над головами, как росли тарифы на свет, газ, корма и прочее, ущемляя, давя и гнобя. Для меня тарифы тоже росли, но я вас поддерживала.
Факт остается фактом: картина вологодской экологичности и качества летит в тартарары как ложная и пропагандистская. Когда-то нам было чем гордиться.
Ничего не хочу сказать о молочной и мясной продукции районов, потому что с ней незнакома. Но те крупные производители, молоко, мясо и овощи которых я традиционно покупала, могут обнять меня на прощанье. Может, я прозрела позже других, а может, еще кого-то и после меня посетит это озарение...
Но больше нет смысла поддерживать местных производителей своим кошельком. Уже не удивляешься, слыша слухи о том, что и вологодские варенья-соленья изготавливаются из китайского сырья. Может, врут, может, и нет. Во всяком случае, адрес производителя для меня лично перестал быть важным фактором в выборе.