Уже через две недели, согласовав все вопросы и собрав желающих поучаствовать в экспедиции, первые машины выдвинулись в район Кленозера. Трем машинам, с членами Вологодского объединения поисковиков, предстояло приехать из Вологды. Всем им были скинуты треки из Гармина с первой экспедиции.
Из Бабаево мы приехали первыми. Правда, почти за полночь. Домик оказался занят охотниками, приехавшими из разных городов России. Однако, узнав, с какой целью мы собираемся тут быть, они любезно снялись и переехали на другое озеро.
После полуночи пришла еще одна машина. Тут-то и выяснилось, что всем был ошибочно скинут трек, заканчивающийся километрах в двадцати от Кленозера. Что могло привести к весьма нежелательным последствиям. Ибо заблудится в вепсских краях нетрудно. Однако, поисковое чутье и внедорожный опыт привел к нужному месту. Остальные, переночевав в разных местах по дороге, подтянулись к утру.
Утром приехала глава поселения Захаренкова Наталья. Надеемся, ей тоже понравится поисковая деятельность. Ибо одну из глав поселения — Ольгу Морозову мы уже втянули.
Поисковую стоянку посетил и глава района Игорь Кузнецов, приехавший с сыном. На моей «буханке» и двух «Патриотах» администрации выдвинулись к могиле. Вологодские поисковики ехали на «крузаке».
Вот и делянка с могилой.
Саша Метелкин и Рома Пинаев также проверяют грунт щупами
Принято решение — вскрываем.
Явно идет перемес. Значит — копанная.
Немного развлечения подкинул Макс, бросив в землю гильзу от Лебеля. Вот споров то было!
И... больше ничего. Пошел материк. Явно копанная могила пуста...
С легким разочарованием, но и с радостью за не брошенного в лесу бойца выбираемся из делянки. Значит, правда, переносили могилы при уходе из пустеющих деревень местные жители.
Один из примеров — кладбище в д. Григорьевская, у церкви. На этом мемориале семь братских могил. Вологодский поисковый отряд и лично Иван Дьяков сейчас занимается списками захороненных тут бойцов.
Плохо, что нет никаких данных по нашему захоронению. Будем искать!
Обратно немного прошли по старой, заросшей дороге. На ней с помощью металлоискателя были обнаружены две стреляные гильзы от трехлинейки. Потренировался на их поиске и Кузнецов-младший.
При выходе к машинам выяснилось, что Саша пробил бензобак на своем «крузаке». Он больше не мог оставаться с нами и полетел домой.
Снимок на память.
Кузнецовы и Захаренкова после обеда также убыли по делам. Остальные приняли решение остаться и погостить на вепсской земле у Кленозера.
Были осмотрены местные достопримечательности — бывшее деревенское кладбище и окрестности.
Часть поисковиков на моей «буханке» поехала к знаменитой Черной яме Шимозера.
Это просто непередаваемая красота!
Очень советую увидеть эту достопримечательность Шимозерья и именно в пору его ухода.
Подробнее об этом явлении — тут , ну и тут .
Вернулись мы уже затемно. По дороге распугивая зайцев и глухарей.
Наутро поехали по домам. По пути, по просьбе бабаевской администрации, решили помочь дому престарелых в Малом Борисове. Им надо было до снегов уложить дрова в дровяник. Работали все. И ребята из ВРОО «Вологодского объединения поисковиков», и наши из «ЭПРОНА», и работники 117 отдельного поста Противопожарной службы области, и корреспондент нашей районки Оксана Елисеева.
Тихо матерясь по поводу слабого финансирования тех, кто сам ребенком застал военное лихолетье...