На выборы я не пошла, так что все громкие крики моих земляков о том, что пассивный электорат — овощи, с чьего молчаливого согласия правят жулики и воры, ко мне тоже относятся. Явка 21% — ах, какие сволочи, не оторвавшие свою ж... от дивана.
Сейчас перечитаю свое любимое: «Стыдобища для города, которому наср*ть на выборы. Только потом — ну, умоляю вас! — не стоните и не злопыхайте на кухнях, какая власть плохая, какие руководители дураки и как бы вы все правильно устроили. Какой „электорат“ — такие и правители. Где вы были вчера? — жрущие, пьющие, окунувшие башку в зомбоящики? Ж... лень поднять и дойти до участка. Какое гражданское общество?! Я вас умоляю. Стыдно» (Наташа Н.).
И аналогичного типа возмущения после выборов главы города я встретила чуть ли не у половины своего контакт-листа. Активные граждане честят на чем свет стоит пассивных. Причем эти активные граждане, как правило, голосовали за Александра Лукичева и считают, что он с их помощью набрал достойный процент, а они громко заявили о своем несогласии с действующей властью. А если бы такие как я не были ленивы, то Лукичев набрал бы куда больше.
Я и не знала, что среди моих знакомых столько наивных романтиков. Им достаточно только намекнуть, что человек находится в оппозиции к действующей власти, как они уже бегут, теряя тапки, поддерживать его.
Ему даже делать ничего не надо — только заявить, что он против жуликов и воров, и эта волшебная мантра заменит любые практические действия, доказывающие, что политик — не пустой брехун. А то, что человек даже не общался напрямую со своими потенциальными избирателями — это грех, который нельзя простить Собянину, но можно не заметить Лукичеву.
Пока вологодская оппозиция орала, срывая голос, о том, как Вологде нужен новый мэр, ее кандидат Лукичев тихо-мирно писал в фейсбуке про «этот день в истории». В послевыборном эфире на радио «Премьер» он заявил, что не хотел путать политику и историю, но тут же пожаловался, что ему не дали пробиться к своему избирателю.
При этом большинство моих коллег его агитационные материалы получили без проблем, и я в том числе. Да что об этом говорить... В том, как «важен каждый голос» кандидату Лукичеву, я убедилась на собственном примере. Прочитав на его странице ВКонтакте http://vk.com/lukicev (которую, по его признанию, вел не он — то есть и тут не было возможности пробиться к своему избирателю!), что за оставшееся до конца голосования время еще можно успеть переломить ситуацию в его пользу и надо поторопиться, и каждый человек с его голосом очень важен, я написала, что готова проголосовать за Лукичева, но не знаю, где мой участок.
И дальше случился диалог, иллюстрирующий «горячее желание» бороться за избирателей (орфография собеседников сохранена):
Сергей Смирнов
Ольга, мы проверили — пассивные виновны, что во власти воры
Ольга Ильинская
Сергей, так политики тоже пассивные. Я вот в порядке эксперимента предложила отдать голос за того, кто меня проводит до участка, ибо не знаю, где его искать. Живо откликнулись только из шулеповской команды. Вот и делайте выводы сами.
Сергей Смирнов
Ольга, вывод: административный ресурс, слыхали?
Ольга Ильинская
Опять электорат виноват, что его плохо агитировали? Вот вы тоже не горите желанием объяснить мне, куда идти. Легче страдать от «серой массы», чем предпринять действие.
Сергей Смирнов
Ольга, зачем флудить не по-существу?
Ольга Ильинская
Алексей, если бы был важен каждый голос, вы бы мне оперативно разъяснили, где мой участок. Но ваш вариант борьбы за голоса более показателен.
Алексей Черняев
Ольга, а вместе с показом участка оперативно промыли мозги за кого голосовать, как бабушкам
Ольга Ильинская
Алексей, я вижу, что голоса вам были не нужны, а нужны лишь причины и оправдания.
Алексей Черняев
Ольга, оправдания чего?
Ольга Ильинская
Алексей, почему народ не голосует или голосует не за тех.
Алексей Черняев
Ольга, потому что не верит, что власть не упустит власть и не зачем бороться.
Вот и смотрите сами. До конца голосования час, важен каждый голос, а потенциальному избирателю пояснили, что он лох и м...дак.
Ответьте, дорогие политически грамотные люди, почему вы честите на чем свет стоит пассивный электорат, но никто не заклеймил позором пассивных политиков?
Я не говорю про всяких технических кандидатов, которые обещали заасфальтировать пенсии и победить тарифы ЖКХ прямо с 9 сентября. Плевать на них.
Но если бы кто-то из реальных кандидатов действительно захотел побороться за свои убеждения, разве он так бы себя вел в ходе предвыборной борьбы? Если Лукичев, которого помнят лишь по прошлым заслугам (в основном — как безвинно пострадавшего от юридической казуистики после защиты диссертации), ничего не делая, а лишь пописывая в фейсбук об отвлеченных предметах, набрал больше 20% — это говорит о том, что люди готовы голосовать хоть за черта лысого, если он просто в оппозиции к действующей власти, пусть даже реальных дел у него для вологжан на три копейки (я имею в виду ближайший год).
Пока юноши бледные со взорами горящими боролись за Александра Николаевича, сам он ни за кого не боролся. Уверена, что Доможиров набрал бы не меньше, возможно, даже больше и не благодаря своим личным достоинствам, а потому, что народ готов протестовать и любой относительно подходящий персонаж может стать во главе недовольства. Но... «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков» ©.
Так почему же Лукичев, человек умный и политически подкованный, повел себя куда пассивней, чем, к примеру, я? Вывод мой прост: так и было задумано.
Чтобы якобы реальный кандидат выдвинулся в противовес действующему главе. И те, кто считает, что, проголосовав за него, принял участие в реальной политической борьбе, трезво взглянув на вещи, легко убедится в том, что его опять обманули: борьбы не было.
Все решилось полюбовно.