Здравствуйте все!
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Пионер русской цветной фотографии, он снял между первой русской революцией и Первой мировой войной несколько тысяч объектов на территории Российской империи. Благодаря 1900 сохранившимся негативам мы можем увидеть ту страну не в ретро-изображении, а в сделанном будто вчера. И поразиться, к примеру — сколько мужиков-рудокопов были одеты в розовые рубахи. Но не только этому, конечно.
О Прокудине-Горском и запечатленной им России мы заканчиваем фильм, который планируется к показу на Первом канале в октябре; сейчас — еще не время премьер. Накануне эфира напишу специальный пост, а пока — не про фильм, а про время на снимках великого фотографа.
В советские времена любили приводить статистику «по сравнению с 1913 годом» — мол, вот насколько больше стало чугуна и стали на душу населения в стране. А чего стало меньше? — теперь-то мы вправе задаться еще и этим вопросом. Объехав десятки точек съемок Прокудина-Горского, могу определенно сказать: меньше стало России. А той, 1913 года, не стало вовсе.
Раз одежду упомянул, на примерах с костюмами и проиллюстрирую. Вот те мужики на Бакальском руднике на Урале. А вот девочки в селе Топорня Кирилловского уезда тогдашней Новгородской губернии, ныне Вологодской области. Это моя родина, где благодаря «Северстали» черных металлов особенно много; я еще застал дома теплоходы из Череповца в Топорню.
А вот династия уральцев Калгановых в Златоусте, тоже в железном краю. Или разнообразие форм строителей Мурманской железной дороги, снятых на Кемь-пристани.
Поглядите — ведь ясно же, что не одними нарядами они все от нас отличаются. Это люди другой цивилизации, преемственность с которой была утрачена, увы, еще до наших поколений. Фото Прокудина-Горского заставляют почувствовать это особенно остро.