Посмотреть на Яндекс.Фотках
«В мае 1954 года мастер леса Пихтовского участка Верхне-Ерогодского лесопункта Михаил Жуков, ликвидируя затор леса при сплаве, произвел взрыв, в результате которого произошел обвал в береговой части мыса Бык. Изумленным взорам сплавщиков на месте обвала открылось отверстие на высоте
Если это только предание, которое рождается на наших глазах, то как же хорошо соблюдены главные правила «легендирования»!:)
Какие именно? Указание если не точной даты, то хотя бы года (а мы имеем и месяц), обязательная ссылка на реальных очевидцев события, в идеале — с именами-отчествами и местом работы (Михаил Жуков, мастер леса и не просто Верхне-Ерогодского лесопункта, а еще точнее — Пихтовского участка (ерогодская деревня Пихтово!). Благодаря таким данным у читающих или слушающих возникает ощущение полной достоверности описываемых событий. Вот после этого и можно уже подпустить тумана — добавить сказочных, таинственных подробностей (это уже по вдохновению). В общем, вы поняли, как можно в дальнейшем легендировать мыс Бык?;) Да и не только мыс Бык:)
Но, может быть, все-таки это совсем не сказка? Давайте искать истину вместе. Для этого придется покопаться в старых газетах и газетных вырезках.
Вот, например, в одной из своих давних статей в районной газете «Советская мысль» А.Мартюков пишет, что в 1963 году в устье Ёрги «произошел затор из бревен (залом). Да такой основательный, что его решили взорвать динамитом. От взрывной волны осела земля и на мысе Бык», где и была обнаружена старинная пещера. Далее последовал звонок из сплавконторы в музей, и на место выехали специалисты: Е.В.Куканова, В.В.Комаров и М.П.Брызгалова.
Так значит, это правда, но только год другой —
И действительно, 10 мая 1964 года в газете «Советская мысль» была опубликована заметка Кукановой под заглавием «Вел к острову мост подводный», посвященная ерогодским легендам! Весь текст пока цитировать не буду, приведу только ту часть, которая имеет отношение к обнаружению пещеры. А случилось это, по свидетельству Екатерины Кукановой не в 1963 году, а именно в
А произошло это так: сплавщики производили в устье Ёрги взрыв залома, освобождая путь древесине в Сухону. От взрывной волны на Быке оползни скатились вниз, и перед людьми в верхней части Быка открылась пещера. Вскоре она была обследована краеведами. О ней было сообщено в Археологический институт, где она взята на учет. Так в ерогодской легенде оказались крупицы правды. Возможно, со временем откроется и вторая пещера в Быке...»
Надо же, серьезная женщина Екатерина Васильевна Куканова надеялась, что обнаружится в Быке и вторая пещера — надо понимать, со стороны Сухоны, та самая, из которой можно увидеть даже Устюг. И вот тебе нате: наша пещера была на учете? Но это пока вопрос без ответа.
Но как быть с годом? Куканова, по сведениям А.Мартюкова, выезжала на место. Получается, она не может ошибиться с годом или все-таки ошиблась? И как быть с
А ведь Мария Прокопьевна Брызгалова рассказывала мне про ту поездку! Детали я помню, год забыла.
Мария Прокопьевна с 1952 по 1983 годы, до самого выхода на пенсию, работала в Великоустюгском краеведческом музее. Сначала была художником-оформителем, а затем уже и художником-реставратором станковой темперной живописи высшей квалификации. Реставрировала иконы не только в Великом Устюге, но в Кириллове и Белозерске. А еще любила музейные этнографические экспедиции по сбору экспонатов, полевые экспедиции по исследованию ландшафтов и памятников природы. Одну из них — самую необычную — она запомнила на всю жизнь, рассказывала, «как это было», не раз. И — считайте, что нам повезло! — оставила воспоминания в письменном виде. Вот что она пишет:
«...В.В.Комаров, один из основателей музея Северодвинской культуры, сделавший очень много для сохранения истории и культуры Великого Устюга, умер в 1952 году, поэтому в 1963 году к мысу Бык выехать не мог. Затора в устье Ёрги не было, и взрыва не было тоже. Заторы были выше по течению Верхней Ёрги, в тех местах, где она петляла, и взрывать приходилось там.
Сплавщики из деревни Конявица, стоящей неподалеко от устья Верхней Ёрги, позвонили в музей в июне 1954 года и сказали, что в мае после оползня, возникшего после ледохода, на мысе Бык открылась пещера. И мы, директор музея Е.С.Мансветова, научный сотрудник музея К.В.Шляпина, воспитатель детдома на Яиково Е.В.Куканова, ученик 9 класса школы № 10 Саша Цивилев и я, М.Брызгалова, художник-оформитель музея, выехали туда...»
Так что год подтверждается —
Теплоходы (думаю, это были уже «пэтэшки») тогда ходили по Сухоне регулярно и приставали как раз под Конявицей — к левому берегу Сухоны, рядом с устьем Верхней Ёрги.
А далее Мария Прокопьевна пишет, что через Ёргу к мысу Бык их перевезли на лодке местные жители — А.Батаков из деревни Вострое и П.Н.Сильницкий из деревни Конявица. Эх, не могу сейчас уточнить имя-отчество А.Батакова (записано, но где...) Это родственник Нины Александровны Прошиной (Батаковой), живущей сейчас в деревне Лодейка. Рассказывала она мне, что перевозчиков через Ёргу было не так и много — некаждый за это брался, особенно по весенней большой воде.
Верхняя Ёрга — речка с норовом, с сильным течением, в большую воду — просто бешеным. За речку в эту пору, отталкиваясь простым шестом, не переплывешь, нужен багор (удлиненный, скрепленный с шестом) и недюжинная сила. Это посредине лета Верхняя Ёрга успокаивается да и то не очень. Сами посмотрите на перекаты. Тут еще и коварные камни, весной скрытые водой. Всё может случится: если лодка налетит, может и опрокинуться, а может днище проломить.
В июне же вода еще высока, так что эта музейная экспедиция проходила в довольно экстремальных условиях, о чем Мария Прокопьевна скромно умалчивает. Опасно не только переплыть, опасно выйти на берег! Куда?! Вот это уже августовская — низкая вода (да мы еще этим летом и почти без дождей!)
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Лодка, безусловно, приставала прямо к крутому склону Быка, и музейщики рисковали поскользнуться на алевролитах, устилающих речное русло, оборваться и оказаться как минимум по пояс в холодной воде бурной речки. И им сразу же пришлось карабкаться вверх. Куда-то туда.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Никакими спортсменками (тем более альпинистками) эти женщины не были, они просто очень любили свою работу и не относились к ней как к перечню должностных обязанностей — от и до. Помните слово «энтузиаст»? Ведь это про них. А мы уже другие и, услышав его в свой адрес, воспринимаем как насмешку... Но почему? Почему мы готовы посмеяться над человеком, действующим с энтузиазмом, способным воодушевляться? Разве это плохо? ...А да, еще, видно, не устали насмехаться над «энтузиастами первых пятилеток» и «улицами Энтузиастов». Вот когда устанем, тогда, возможно, на многое посмотрим иначе.
Только взгляните на хрупкую Елену Сергеевну Мансветову! А если еще и прочитаете, то узнаете, что Елена Сергеевна стала прототипом Елены Сергеевны Кастельской (героини повести «Марсианское зелье»). Так впечатлила Кира Булычева встреча с этой замечательной женщиной!
А вот и они, коварные алевролиты, отполированные Ёргой. Это осадочная порода, образующаяся в результате цементирования рыхлых донных осадков.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Сейчас, когда в долине Верхней Ёрги вода уже отступила,
Посмотреть на Яндекс.Фотках
в самом устье все равно приходится идти фактически по склону Быка — по самой кромочке, рядом с водой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Но вернемся в 1954 год. Мария Прокопьевна вспоминает: " ...и мы все вместе поднялись и зашли в пещеру. Вход в пещеру был свободный. Пещера была вырублена в слое плотного заизвесткованного ракушечника в виде прямоугольника, ракушки мелкие..."
Что-то опять у меня продолжение не умещается в один пост;) Оно как всегда просто хочет следовать:) Я понимаю, что вам хочется поскорее узнать про ракушки, поэтому в следующий раз я в первую очередь расскажу именно про них:))) про пещеру-то еще успею;)