Вначале
За последние двадцать с лишним лет мы видели много примеров метаморфоз. Вот он скромный и энергичный, открытый и демократичный, а потом, раз, и весь порос фанаберией.
Вся эта присказка к истории про вторую волну мирового кризиса, которая точечно ударила только по Вологодской области, и спровоцировала закупку внедорожников. Не буду вдаваться в рассуждения о том, правильно это или нет покупать внедорожники, нужно ли менять автопарк и какими машинами... лучше прибегну к моему любимому методу, который называется сравнительным.
Для сравнения возьмем не передовые страны Европы (зачем по сто раз писать про Данию, где министры ездят на велосипедах), а обратим свой взор на ближних соседей, которые еще недавно были братьями по соцлагерю и союзными республиками.
От Азии свой взор отвернем сразу, там тоже, что у нас, а порой еще хуже. Лучше куда-нибудь в Балтию. Например, в Латвию.
Латвия
У латышей использование служебного авто в личных целях считается коррупцией. «Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Латвии отмечает, что служебную машину вообще нельзя использовать для личных нужд. Это предусматривают соответствующие правила». У них, кстати, оговорено, какие должностные лица имеют право ездить на машине домой.
Но и этим чиновникам приходится несладко. Если должностное лицо использует служебную машину для поездок из дома на работу и обратно, то за это надо платить налог. Некоторые министры уже с января этого года начали платить за пользование служебным авто, другие пересели на свои, личные.
Эстония
В Министерстве социальных дел служебный автомобиль есть только у канцлера. Когда необходимо, чиновникам выплачивают компенсацию за использование личного автомобиля при выполнении конкретной служебной поездки. Постоянная компенсация назначена в Минсоцдел только одному работнику с нарушением опорно-двигательного аппарата, который не может пользоваться общественным транспортом.
В Министерстве внутренних дел служебный автомобиль тоже есть только у канцлера, вице-канцлеры ездят на личных авто и не получают компенсации.
У канцлера Министерства иностранных дел имеется министерский автомобиль. Вице-канцлеры и другие работники пользуются своими машинами и пособий не получают (за исключением командировок по стране, когда оплачивается только бензин).
Канцлер Министерства экономики и коммуникаций ездит на взятой министерством в лизинг машине. У вице-канцлеров — личный транспорт.
В Министерстве сельского хозяйства ни у канцлера, ни у вице-канцлеров служебных автомобилей нет.
Польша
В Польше чиновников пересаживают на велосипеды. Причем инициатива исходит от местных властей. Например, в Гдыне мэрия закупила велосипеды для своих сотрудников. Есть и поощрение: приедешь на работу на велосипеде — получишь в подарок бутерброд или билеты в кино.
Судя по декларациям о доходах, «безлошадных» чиновников у нас практически нет. Может, как в Эстонии, будут ездить на своих, а расходы на бензин, так уж и быть, компенсировать из бюджета? Глядишь, и проблем с дорогами будет меньше, а там и внедорожники не потребуются. Конечно, хотелось бы как в Польше, но, боюсь, тема с поощрительными бутербродами у нас не приживется