Заметки о ФЗ-273 (закон об образовании)

[Блогово]

ФЗ-273 (Закон об образовании) — 113 страниц мелким шрифтом. Изучаю — не лень. В детали вникаю — детали важнее общего.

Без переименований закон — не закон. И по ФЗ-273 образовательные учреждения переименовываются в образовательные организации.

Закреплен «обучающийся», который лет 5-6 назад был введён неизвестным мне нормативом. Мой трехъязычный лексикон от этого словечка не то чтобы коробит, но реакция как на клопа. В документах царской России были «учащиеся» и «ученики». В советской школе и российской до недавнего времени — тоже. Может, такая граната — на отрыв от традиций.

И мне, ежели надумаю официальный какой проектик, грозит «обучающийся». А лет через десять будем объяснять детишкам устаревшие слова — школьник и ученик. Может быть.

Сын (20 лет, во многом мой оппонент), как всё поколение проходящий через образовательное кидалово всеобщего верхнего, говорит, что лет эдак через 100 лет данный закон вполне могут назвать прогрессивным. Не знаю насчёт прогрессивности, но либеральным точно (Впрочем, граф Д. А. Толстой (1823 — 1889) — идеолог и главное действующее лицо реформы образования 1871-ого — тоже очень бы удивился, если бы узнал, что через полтораста лет его реформу назовут прогрессивной и либеральной).

А в ФЗ-273 и конкуренция (ст.3, ч.11, 12), и частные образовательные организации, и разные формы получения образования (ст.17), и информационная открытость (ст.29), и индивидуальное предпринимательство (ст.32) и проч. и проч.

Право на образование, представьте, с двух месяцев (ст.67, ч.1). Осо-обая логика — спроста не вникнуть. Но я — за: считаю, что раннее приучение к горшку развивает ребёнка лучше, чем памперсы.

Ещё радуюсь, что одна моя мечта может совсем скоро осуществиться (см. ФГОС № 24 480, п.12): поскольку школоцентричность отменяется, ЕГЭ по русскому (по желанию) сдавать после 10-ого, чтоб в 11-ом заниматься более полезным.

Содержательная составляющая прописана в образовательных стандартах — тоже многостраничные документы. Насколько лаконичнее (может быть и уважительнее, и честнее) были деятели образовательной реформы 1871-ого. Если посмотреть Устав гимназий и прогимназий 1871-ого, то содержание образования — прописано во второй части. Классические языки обеспечивали и овладение тысячелетней культурой, и интеллектуальный тренинг; математика настраивала мозги. Можно сделать образцом для подражания (3-4 языка + математика). Но загвоздка — штучное производство. Гимназия на всю огромную Вологодскую губернию была одна (на 200-300 учащихся). В Уставе были честно прописаны преимущества гимназий (Глава третья Устава) перед другими учебными заведениями (в частности, реальными училищами).

Теперь понимание сути документов затруднено не только их большим объёмом, но и отсутствием прямых формулировок там, где они нужны. И противоречивостью.



Пример 1.

Часть 1 статьи 63 гласит: «Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными». Т.е., преемственности между средним и высшим образованием не гарантирована. Почему бы не прописать чётко, как это сделали в России в 1871-ом, как это делают во многих странах: мол, ребята, только лицеи-гимназии (ст. 77 ФЗ-273) и частные школы (часть 12 статьи 3) гарантируют беспроблемное поступление в вуз. А для выпускников обыкновенных школ — поступление в средние профессиональные образовательные организации, то бишь, техникумы и колледжи.



Пример 2.

ФГОС № 24 480, п 18.3: «Учебный план определяет:

нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования — 2 года;

количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).»

Разница между минимумом и максимумом = 420 часов; делим на 2 (учебных года) = 210 уроков. На 210 уроков за учебный год лицеист-гимназист бесплатно получит больше, чем ученик обычной школы. А 210 уроков — это 35 учебных дней. Плюс разница в наполняемости классов, квалификации учителей и проч. Т.е., о равенстве — в смысле всем и всё одинаково — надо забыть. В этом и плюс ФЗ-273, ибо дети не равны по своим способностям и желанию учиться. Но в реальности это может привести к наличию «отстойных» школ. Так что будем посмотреть, как ФЗ-273 пройдёт проверку на длинных, по выражению физиков, временах.



Родителям теперь надо думать, прежде чем определить ребёнка в образовательную организацию (приучаемся к новой терминологии — А. С.). И если в семье планируют, что ребёнок пойдёт после 9-ого класса в техникум или колледж, так ищите школу, где не будет, например, английского со второго класса, но учат читать-писать по-русски и решать. Право, больше пользы!

Или ещё пунктик, вернее, Пункт, на который стоит обратить внимание при выборе школы. Хотя часть 1 (6) статьи 3 провозглашает «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», есть статья 87 — «об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации».

Родителям надо следить, чтоб под эту «дудочку» не ввели бы больше чем по минимуму «истоков» и подобного.