Если вы живёте в Вологде и вам нужно сводить ребёнка к иммунологу, то я вам сочувствую.
Иммунологов у нас два. Мы своего водили два года к Цеберной. За деньги к ней запись месяца за два — три, по ОМС... просто нереально. Кому-то она помогает, нам не смогла. Все деньги на приёмы и лекарства как в унитаз.
Второй иммунолог сидит в центре профилактики ВИЧ. И поскольку лечение не ВИЧ больных у них непрофильное занятие, на запись (только по пятницам) я или жена приезжали в 5 утра и были не факт, что первые. Кстати, скажу, что их курс лечения вроде как помог. На данный момент это учреждение запись на приём не ведёт, а требует направление от участкового, который об этом первый раз слышит.
У мамы моего друга, пожилого человека, стёрся сустав бедра (могу путать в определениях). С каждым днём ей ходить было больнее и больнее. Чтобы встать на очередь ей нужно было пройти кучу врачей и сделать кучу обследований, запись в очередь на которые растянулась на год. В результате, многие заключения требовали обновления. Кто-то из врачей, понимая это, просил денег за быстрое решение вопроса.
Знакомые моих знакомых, даже имея блат в роддоме в виде просьбы влиятельных родителей об особом отношении, всё равно платили большую взятку, чтобы сделали укол во время родов.
Моему дяде врач согласился сделать операцию только за 20 000 ему лично.
Наверняка у каждого свои истории про нашу медицину и мы все прекрасно понимаем в каком она состоянии. Квалифицированных врачей осталось мало, новых не приходит, зарплаты не стимулирующие к заботе о больных, отсутствие гарантий на правильное лечение как для тех кто мучается в очередях по ОМС, так и для тех, кто платит деньги.
Мы собираем деньги на лечение детям за границей,которым наша медицина помочь или не хочет, или если хочет, то не может. А давайте подумаем, почему так и что делать-то надо?
Вот недавно я разговаривал об этом со своими коллегами. «Нужна система контроля, чтобы эти сволочи не чувствовали себя безнаказанными», «Во всём виноваты чиновники, которые сами лечатся у себя в ведомственных клиниках и им наши проблемы до лампочки», «Всё потому что все кругом воруют и всем на всё наплевать» и т.д.
Это всё понятно: и воруют, и развалили, и чиновники сволочи и прочее бла бла бла. Я предлагаю взглянуть на проблему глубже.
Вот, допустим, появись в руководстве умный, честный и деятельный. Что он должен сделать? Создать структуру по контролю? (и ещё одну по контролю над контролем?) Увеличить зарплату врачам? (и они сразу начнут нас лечить?) Разобраться с очередями? (недостающих врачей взять то неоткуда!) Увеличить наказание за взятки? (я вас умоляю!).
Для любого здравомыслящего человека понятно, что это системная, комплексная проблема, связанная и с финансированием, и с образованием, и с законодательством и много с чем ещё. А системные проблемы решаются только системными реформами.
И главная проблема в которую упрётся реформатор — это как финансировать здравоохранение? А ведь увеличивать необходимо в разы! И здесь выбор невелик. Пути два (в тех или иных пропорциях): либо поднимать финансирование за счёт государства, либо за счёт граждан. Первая модель — это как в Скандинавии или во Франции: высокие налоги на доходы граждан, но за счёт этого в том числе прекрасное и бесплатное здравоохранение.
Как вы думаете, много ли из нас спокойно согласятся платить 50% (во Франции до 75%) подоходного налога? Не думаю. Вторая модель, назавём её американской, это предложить нам самим покупать страховки. Скажите, много ли из нас готовы выкладывать немалые суммы (в США в среднем 2500 $/чел. в год) за себя и членов своей семьи? Сомневаюсь.
К чему же мы подходим в итоге? С одной стороны есть наше руководство, у которых нет проблем с медициной. С другой стороны есть мы — граждане, которые как раз испытывают проблемы с медициной и ругают её на чём свет стоит. И вот нам говорят: «Пожалуйста вам хорошие больницы с хорошими врачами, но страховочку оплатите». Я понимаю, что мало кто сможет себе это позволить. Но даже если представить, что тяжело, но мы в состоянии будем её платить всё равно это не понравится никому.
И власти прекрасно понимают, что если по-настоящему начать любую важную социальную реформу: пенсионную, реформу образования и здравоохранения в том числе, в любом случае поднимется такая волна народного гнева, что мало не покажется. А так, вроде всё потихоньку загнивает, народ ворчит, но терпит. Потому что боль эта нудная, постоянная, но не острая. И слава богу. Ведь гнить можно оооочень долго.
А там хоть потоп. Когда случится потоп, они уже будут со своими детьми в Лондоне, а мы со своими понятиями о социальной справедливости так и будем ругаться, стоя в очередях на запись или приём к врачу и собирать деньги на лечение детям за границей.
Грустно.