Колодцы деревни Вострое (1)

Может быть, вам покажется удивительным, но начну я вот с этой весенней фотографии. Мыс Бык — эрозионный останец, возникший в месте слияния рек Верхней Ёрги и Сухоны, геологический памятник природы. Фотография сделана с борта теплохода «Николай Яковлев» 14 мая 2012 года. Мы идем еще по большой воде. Какая она прошлой весной была и как долго держалась, в Вологодской области помнят. К середине лета мыс Бык еще выше поднимется из воды.
Вот удивительно, но нигде не нашла, какой же он высоты-то. Но посмотрите на деревья, сопоставьте, каков бережок. Более впечатляющие фотографии Быка я оставлю на рассказ о нем, а эту выбрала в попытке хоть что-то разглядеть на его вершине. Но... за последние десятилетия основательно заросла его вершина:(
И вы уже, наверно, возмущаетесь: при чем тут мыс Бык, если я обещала рассказать про колодцы деревни Вострое?!
А он здесь очень причем! Деревня Вострое расположена на вершине мыса Бык. Раньше ее было видно с реки, по крайней мере, крыши, сейчас... пожалуй, что нет, хотя чудится. И вспоминается из детства: едем на ПТ в деревню, полночь, светлая летняя полночь, всматриваюсь в мыс — в самую загадочную Разбойничью гору моего детства, до деревни наверху мне дела нет, мои глаза ищут пещеры. А папа размышляет вслух: «Вот где-то там, наверху, деревня. Только вот откуда они воду берут? Что у них за колодцы такие? Неужели есть? Раз деревня стоит — значит, вода должна быть. Вот ведь чудеса... На жилу что ли попали...» (так это у нас называется, жила еще прорваться может — тогда вода из колодца через верх польется).
...Вот заедет в Вострое чужой человек. А в деревне-то, вполне может статься, и ни одного жителя (точнее дачника) на тот момент не окажется. А путешественник попить захочет, начнет колодец искать, ткнется в один двор, перебежит к другой избе, обойдет улицу, заглянет в огороды. Нет!!! И не думайте, что в каждой избе по скважине. Скважин там тоже не появилось: это ж как забуриться надо! Вот и думайте, а жажда-то мучит;)
И вот еще какое дело, поселились на этом угоре люди, потому что от воды устали, наводнения внизу — в Березово — вконец замучили. От воды ушли. Но ведь без воды-то как? А ведь в Востром и скот держали, и огороды поливали, и в баньке парились, и чаевничали, и щи варили. Попробуй-ка всех коровушек зимой в хлеву напоить! Сколько надо ведер воды натаскать! Хоть, конечно, рассказывают, раньше скот не очень берегли, и коров по зиме к прорубям на водопой гоняли. Но ведь здесь-то далеко! В общем, все одно — без воды в доме никак. Какие версии будут?
А пока думаете, покажу вам то самое Березово, из которого часть жителей в гору ушла:)
Вот оно Березово или как его еще местные называют — Нижнее Вострое.
Отставной секунд-майор Петр Иванович Челищев тоже запомнил эту деревню и в дневнике своем записал:
«Севши же в катер, стали переезжать Березовый порог, продолжающийся версты на полторы; но как катер часто становился на мели, то для облегчения его вышли на берег; на половине ж порога катер стал на мели так сильно, что даже для снятия его работники лазили раздевшись в воду, и не могши лоцман найти за темнотою ночи фарватера, чтоб не разбило об каменья катера, спустили его с того мелкого места вниз, и оставив его на якоре, сами переехавши в карбасе порог, в деревне Березовой, в доме крестьянина Филиппа Елисеева, от холоду напились чаю и поужинавши ночевали. Крестьян в сей деревни только три двора, но живут очень бедно.
2-го числа октября в четверток, встали в шестом часу по полуночи и Березовый порог переехали за идущим из города ж Архангельска с сахаром и виноградными винами в Вологду каюком. От оной Березовой деревни и порога со обеих сторон Сухоны вперед от Устюга к Тотьме берега крутые, синего, красного и белого известкового камня». (Путешествие по северу России в 1791 году. Дневник П.И.Челищева).
Ну что ж. Пора и нам в Вострое. Конечно, мы ехали не колодцы искать, но так получилось:) Мы вдогонку пустились за Николаем Александровичем Батаковым (старшим братом Нины Александровны Прошиной). Ушел он в родное Вострое голиков наломать. Без него бы нам ничего там не увидеть — сами представляете, какие снега в середине зимы! Хотя в этом году еще не так и много, но все равно убродно.
Итак, едем по
Деревня небольшая и никогда большой не была, объяснение этому найдем вместе.
Вот-вот, нам как раз за это странное приспособление непонятного назначения:) Много их нынче по заброшенным деревням проросло:(
Посмотрите, как тут всё заснежено.
Елка лапы за забор свесила.
Или любопытствует, или сбежать хочет, ведь почти перелезла уже! Всё-то ей интересно!
Какие-то люди ходят, да и хозяин вернулся — дорожку к избе родной расчистил, печь затопил.
Без дела сидеть некогда. День-то короток!
От дороги путь себе проложил. Да и нам, как оказалось:)
А ведь до этого уже 5 км от Лодейки пешком отмахал! Знатьё бы — довезли.
А вот еще гляньте на этот амбарчик. Это амбарчик-путешественник.
Он переехал в Вострое из деревни Чермянино (неближний свет, скажу я вам!) Нутрихиных амбарчик, их мастеровые руки помнит.
А Николай Александрович тем временем дорожку еще и дальше разгребает, для нас специально, чтоб увидеть розулицу смогли да саму избу, а не только двор.
Повернись изба к лесу задом, ко мне передом!
Я к ней и так и эдак — насколько могла отойти, чтоб в снегу не увязнуть.
А вот другие домики.
А задом-то она не к простому лесу стоит...
Но не всё ж вам сразу выложить. Обещала томить, потомлю еще;)
А вы тем временем насчет версий подумайте: где воду-то брать будем? Снег топить? Тут местные поморщились: фи... мы такое не пьем. А летом? С потоку? И не смешите, это огород, куда ни шло, полить.