Уже 150 лет в нашем роду традиция — учить детей. Это повелось, насколько мне известно, с середины 19-ого века. Тогда мой пра-пра-прадед, дьякон одной из церквей в Ярославле, выучил своего сына в Ярославском духовном училище, а этот сын учил своего сына (в вологодской мужской гимназии) и других детей.
Прабабушка в 30-ые годы постаралась дать среднее и высшее образование своим пятерым детям. Бабушка в труднейшие послевоенные годы отправила сына (17 лет) в Ленинград, и он учился в Ленинградском университете и с отличием окончил и стал доктором наук и профессором. У мамы два высших образования и 30 лет работы в Вологодском педагогическом институте. Короче, образование — наш капитал и будущее семьи.
В 2008-ом году я сориентировала сына (17 лет, сумма баллов по ЕГЭ около 240) в Вологодский педагогический университет на исторический факультет. Когда после первого курса, он порывался уйти, я отговорила, мотивируя тем, что дело не в университете, а в нём самом: серьёзнее к учёбе, активней в студенческой жизни и пр. Влияние родителей на 18-х существует, и кроме того над ним, непуганым-неруганым, висел меч армейской дедовщины — он остался.
И вот вдруг! Как в одном из постов сказано — ушат холодной воды. Только, в данном случае, не на головы студентов, а на мою. Вуз, в котором «выучиваю» четвёртый год сына, признан неэффективным и далее со всеми последствиями.
То, что (умный, талантливый и проч. и проч.) сын учится в не самом лучшем вузе страны, это я знала. (Как и то, что можно учится в лучшем вузе и не получить лучшее образование. Главное, что теперь от вуза требуется — научиться учиться, чтобы всю жизнь учиться.) То, что критерии эффективности у минобраза могут быть и неэффективными, об этом тоже нетрудно догадаться. Вопрос для меня, как матери, стоит чисто конкретно: Что делать? И кто виноват? И как виноватый ответит?
Вникнуть в любую проблему мне, филологу, обычно помогает речь, родной русский язык. Чуть ли неделю читаю, слушаю по радио, составляю посты.
Так всё запущено, граждане дорогие! В смысле, у меня. Оказывается, мониторинг был по итогам 2011-ого года, а я, нерадивая мамаша, только об узнаю. Оказывается, некоторые вузы, оказавшиеся в опасной зоне, уже поспешили составить концепцию оптимизации и некоторые даже получили финансирование и оптимизируются, а я, не знаю: наши-то как?