Вологодский педвуз вдруг стал «неэффективным». С чего бы это? Социальная сфера области (кроме здравоохранения и, отчасти, культуры) почти 100 лет держится на выпускниках ВГПУ, значит, вся она тоже неэффективна? Но это же не так.
Что произойдет, если из сфер жизнедеятельности области одновременно изъять всех выпускников ВГПУ? Рухнут органы власти и управления региона и муниципалитетов, т.к. они как минимум на треть состоят из выпускников педа; опустеют офисы средств массовой информации, общественных организаций и политических партий; закроются архивы, музеи и многие учреждения культуры; некому будет работать в учреждениях социальной защиты населения, физической культуры, спорта и молодежной политики, не говоря уже о самой системе образования региона.
Конечно, со временем этих специалистов можно будет заменить энергетиками, дорожниками и строителями (ВоГТУ), юристами (МГЮА), агрономами и экономистами (ВГМХА). Только есть ли в этом смысл? Разве это будет эффективно? По-моему, подобных «инновационных» управленческих решений в мировой практике еще не было.
В чем уникальность ВГПУ? На протяжении десятилетий он дает университетское образование своим студентам. ВУЗ готовит не только учителей, он готовит высококлассных специалистов для практически всех отраслей социальной сферы области. Большинство из выпускников ВГПУ очень быстро становятся управленцами, лидерами в своих отраслях. Их этому учили. В этом и заключается эффективность Вологодского государственного педагогического университета для развития области.
Разрушить сложившуюся систему подготовки кадров социальной сферы легко, создать ее намного сложнее. На создание нынешней системы областной подготовки кадров ушло 100 лет (в 1912 году был создан Вологодский учительский институт, в 1918 году он был переименован в педагогический институт, а в 1995 году — в педагогический университет).
Учитывая то обстоятельство, что на развитие как отраслей социальной сферы, так и высшей школы за последние 20 лет требуемых средств из бюджета практически не выделялось, то на создание новой системы подготовки кадров области может уйти не менее 200, а то и 300 лет. Поэтому нынешние «реформаторы» вряд ли смогут увидеть положительные результаты своего труда при жизни.