Знаю, в тренд попадаю. Опять не удержалась, на фоне всего этого пишу.
Так получилось, что за последние пару недель мне удавалось пообщаться лично и изнутри с молочкой и политехом. В педе я училась еще пару лет назад — поэтому воспоминания свежи, да и не думаю, что что-то изменилось. Так вот. Моя речь пойдет о нашем высшем образовании, об Университетах. Почему некоторые из них вдруг посчитали неэффективными. Основываясь на опыте этих трех. Про другие молчу, дабы не знаю.
Почему пед протестует? Почему его хотят закрыть / реорганизовать? Разве не было предупреждений до этого? Может уже пора сделать выводы? Может, уже на самом деле пора его закрыть? Я считаю, что да. Хотя бы для того, чтобы другие поняли. И сейчас расскажу почему.
Университеты. Это двигатели прогресса, это центр науки, философии, это кладезь знаний. Это — то, что задает тенденции в обществе, то, что ведет за собой. Университеты должны не просто учить английскому или мировой экономике, они должны именно воспитывать человека в духе времени, в духе перемен. Университеты должны чувствовать будущее. Только не у нас.
Да, мы перешли на болонскую систему. И что? Мы гордимся, что у нас образование европейского уровня. А вы понимаете, ЧТО ТАКОЕ европейский уровень? Это, в первую очередь отношение. А потом уже бакалавриат и магистратура.
Когда заходишь в наши универы, такое ощущение, что попадаешь в полуразрушенный 20 век. Угнетающая атмосфера, древняя мебель, никакого комфорта, совдеп, синдромы вахтера на каждом шагу, к студентам относятся как малым детям, не давая возможности саморазвития, знания, способ их подачи — «привет 20 век».
Я не хочу обидеть конкретных личностей, я именно описываю ситуацию, как я ее лично вижу в общем и мое к ней отношение.
А сейчас конкретные примеры. Их естественно гораздо больше, и я могу приводить их десятками, пишу то, что первое пришло на ум.
1. Пед. 2008 год. Я помогаю зав кафедрой (чего-то с педагогикой) подготовить документы на поездку в США. Мы не можем заполнить документы на сайте посольства, потому что нужна поддержка pdf, а у нас в универе ничего никого не поддерживает. Идем в педколледж делать документы. И это считается нормальным.
2. Работаю со студентами молочки. От 2 до 5 курса. Актив. Критического мышления — нет, проектного мышления — нет. Делают то, что делали 40 лет назад. Почему и зачем? Их задавать такой вопрос в университете не учат. То же самое и в других. ДУМАЮЩИЕ люди попадаются ОЧЕНЬ редко. Я даже не про умных и тупых, а про тех, кто задает вопросы.
3. Преподаватели. В основном — это или старая советская школа, или новенькие, которые закончили только что пед универ и ведут у меня на 5 курсе (!!!) курс политической лексики, изучая и обсуждая политическую ситуацию в мире и в стране. Тоже норм... У меня в памяти всего 5 преподавателей, которые мне что-то дали (в широком смысле), помимо материала, который я могу и сама загуглить. Эпическим моментом было, когда мы на парах немецкого читали стихотворения про Ленина и коммунизм, написанные естественно во время СССР.
4. Пространство. И комфорт. Раздевалки нет, столовой нет, продаются только говнобулки и говнокофе, которым ты только портишь себе желудок. На физвозе люди сами знаете в каких условиях бегают. В молочке на стадионе ноги ломают. Бегают и в дождь, и в слякоть — ужас. В зданиях — развал. Валится бетон, капают стены, посидеть негде, кроме, как на подоконниках. ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ И МЫЛА В ТУАЛЕТАХ НЕТ! О каком РАЗВИТИИ может идти речь, если нет элементарной гигиены!!
5. К студентам отношение такое, что они мешают. Мало, кто из преподавателей видит в студенте личность. Если ты — ботаник, то да... Ты — молодец! А если нет, то говно. И всем посрать на твое мнение. Больше вариантов нет.
6. Иняз. Международного обмена НИКАКОГО. Ноль. Ничего. Зироу. Майнес уан. Причем есть отдел по международным связям. Там 2 или 3 человека на ставке. Чо делают — никто не знает. Естественно мне, как человеку, изучающему язык и культуру англоговорящих стран интересно там побывать. Мое желание поехать в США на год — никак не уважительная причина дать академ. Я отчислялась из универа на год. Меня отчислили ИЗ-ЗА того, что Я ХОТЕЛА побывать в стране изучаемого мною языка. Потому что мой факультет не может дать мне такой возможности. И кроме этого ко мне относились как к говну. Причем сессия та у меня была сдана без троек.
7. Иняз. Многие преподы потихоньку переползли в политех (там чуть получше) или в языковые школы. Потому что работать нереально. Ставка преподавателя — около 5 тыс. Честно, не знаю, как там сейчас иняз в педе вообще. Потому что за последние 2 года ушло много хороших преподавателей. Политех, я думаю, через пару лет совсем по рейтингам иняз обгонит.
8. Кого готовят наши университеты? Почему люди прогуливают пары? Не надо все валить с больной головы на здоровую. Далеко не все студенты дураки и такие лентяи, что только и делают, что прогуливают. И они понимают, что пропустив что-то в университете, они гораздо больше приобретут вне университета. Потому что многие пары — бесполезны! Для галочки. Лекции читаются по листочку, семинары — по ксерокопиям. Все. Толку ноль.
9. Молочка. Рекреация мехфака — главная «достопримечательность». ¼ стенда — история про то, что мехфак — продвинутый факультет, идет в ногу со временем, готовит инженеров будущего и блаблабла. Материал подготовлен в 1998 году. Еще ¼ - история про то, как «было», нууу в «те» времена. Далее идут флаги-кубки-флаги (наверно какая-то гордость) с советской символикой. Далее — про (тут надо отдать должное) — про обмены с Финляндией и Швецией, но почему то информация заканчивается 2005 годом, а еще приведены имена ВСЕХ студентов, кто ездил по таких обменам (зачем...?). Далее — мое любимое. Гордость мехфака. Они в 1997 году выиграли Агитмотопробег, который организовывается с 1970 года!! И там — фотки с мероприятия, грамоты, вырезки статей из каких-то непонятных местячковых газет. Да... Действительно гордость для факультета уже 15 лет!! На этом заканчивается то, что может показать мехфак. Кто-то скажет, что чо с него брать — это же село. Ну и что? Сельское хозяйство не бывает эффективным и современным? Печально все это. Фото, спользуемые в посте — как раз из пруфпики мехфака.
11. Да что стояит только сайты наших вузов? Не знаю про молочку и политех, боюсь даже открывать... Но пед радует... Все, как не надо делать при разработке сайта.
Я кстати про него уже писала.
12. Про пиар, позиционирование, имидж — вообще молчу... Ничего. Таких слов не знают.
В общем, что хочу сказать. Я не против СССР, что было то было. Но мы уже живем в другом времени. А университеты все в 20 веке. Мы не можем развиваться, когда у нас перед глазами только «былое», символы СССР, мы живем в прошлом. Мы никогда не сможем развиваться. Я понимаю, недостаток финансирования. И все друг с другом связано. И да... Замкнутый круг... Но...
И даже если где-то сохранился достойный профессорско-преподавательский состав, он на глазах изчезает. И это понятно. И даже он уже не в силах спасти университет от того, что университет — неэффективный. Университет еле еле волочится за студентами и временем, а никак не идет впереди. Наши университеты РЕАЛЬНО НЕЭФФЕКТИВНЫ. В контексте современного времени. Так может уже пора сделать выводы? А...? Может пора посмотреть вокруг, и задать себе вопрос «А что можно улучшить и как?» Не всегда вопрос в деньгах. Очень часто — просто в отношении к чему-то.