В конце 18-го века европейские ученые впервые детально познакомились с языком древнеиндийских текстов — санскритом. На нем написаны величайшие эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна», священные Веды древних ариев, а также множество других текстов мифологического и религиозного содержания. Именно с изучения санскрита и отсчитывает свою историю современное сравнительное языкознание.
В 19-м веке лингвисты установили, что санскрит является родственником большинства европейских языков. Все они входят в т.н. «индоевропейскую семью», которая включает языки славян, греков, армян, романских, германских, балтийских, кельтских, иранских и индийских народов. Сегодня доказано, что арии пришли в Индию с севера примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Правда, место, где они обитали раньше, точно не установлено. Ариев «приписывают» к разным культурным общностям и обычно склоняются к тому, что они жили в нынешних южнорусских степях где-то от Западной Сибири и Урала на востоке до Дона или Днепра/Днестра на западе.
Некоторым диссонансом в более-менее устоявшейся картине происхождения древних индоевропейцев (и ариев в том числе) прозвучала гипотеза индийского исследователя Б.Г. Тилака. Ученый утверждал, что в Ведах содержатся абсолютно ясные и недвусмысленные доказательства жизни составителей гимнов или их предков в арктических областях. В пользу этого свидетельствуют упоминания о длящихся по полгода дне и ночи, описания зорь и звездного неба.
Несмотря на довольно убедительные аргументы, большинство специалистов не поддержали теорию Тилака и сегодня она считается не совсем серьезной или даже «паранаучной». При этом контраргументация противников порою просто поражает своей непробиваемой логикой. Так, например, в качестве убойного довода приводится утверждение, что с древними индоевропейцами на Севере нельзя убедительно связать ни одной известной нам археологической культуры. И это при том, что о языках дописьменных культурных обществ мы можем судить в большинстве случаев чисто умозрительно.
Впрочем, существует один признак, который может помочь в определении языковой принадлежности народов, населявших ту или иную территорию в древности. При этом более-менее точная датировка во многих случаях невозможна. Речь идет о топонимах — местных географических названиях. Установлено, что наиболее устойчивыми (а, значит, и самыми древними) обычно оказываются гидронимы — наименования водоемов.
Связано это с тем, что население при миграциях довольно редко меняется полностью. Обычно при уходе большей части народа какая-то часть все-таки остается на старых местах. А при завоеваниях захватчики редко вырезают местное население «под корень», и значительная часть аборигенов просто подчиняется, а затем ассимилируется в течение нескольких поколений. Поэтому при смене на определенной территории археологической культуры и языка гидронимы зачастую остаются прежними. Ещё одно показательное в этом смысле явление — калькирование топонимов, когда новые насельники переводят всё название или его часть на свой язык (например, Ольденбург — Старград).
И вот как раз анализ гидронимов показывает, что на Русском Севере сегодня много рек имеют названия, которые наиболее убедительно этимологизируются при помощи языка древних индоарийцев — санскрита. Самым первым обратил внимание на существование большого пласта индоиранских топонимов на территории Руси ещё выдающийся филолог-славист А.И. Соболевский в начале 20-го века. Не будучи специалистом в арийских языках, он условно называл наречие древнего населения «скифским».
Значительное развитие данная тема получила в работах виднейшего лингвиста академика О.Н. Трубачева, который открыл неизвестный ранее индоарийский язык, существовавший в Северном Причерноморье ещё в первых веках нашей эры. Его носители непосредственно контактировали здесь с восточными славянами. Трубачев считал, что и само слово «Русь» имеет индоарийское происхождение и связано с корнем, имеющим значение «светлый», «яркий», «блестящий». Отметим, что ученый изучал прежде всего топонимы южного ареала расселения как «европейских» индоарийцев, так и восточных славян.
Большую работу по исследованию культурных и религиозных связей славян и ариев проделали известный индолог д.и.н. Н.Р. Гусева и к.и.н. С.В. Жарникова. В их работах приводится список из нескольких сотен гидронимов Русского Севера и средней полосы, которые имеют явно индоарийскую этимологию. При этом некоторые современные топонимы практически буквально совпадают с географическими названиями, упоминающимися в древних индийских текстах — Ригведе или «Махабхарате».
Историки и филологи обычно датируют древнейшие ведические памятники примерно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Не последнюю роль в принятии такой датировки имеет и то обстоятельство, что именно тогда арии и начали завоевание Северной Индии. Тем не менее, многочисленных противоречий с описанием в источниках древних рек, гор, озер и их взаимным расположением это не снимает.
В связи этим появляются датировки, удревняющие написание текстов до 3-4 тысячелетия до н.э. Стоит отметить, что как раз собственно индийская традиция тоже утверждает о значительной древности Вед и «Махабхараты». Так, согласно астрологическому календарю, описанная в эпосе битва между кауравами и пандавами с участием множества богов, включая Индру и Кришну, произошла в 3102 году до н.э. Но ведь тогда арии ещё вообще не жили в Индии! И вот здесь стоит обратить внимание на поразительные совпадения некоторых современных российских гидронимов с названиями из индийских гимнов и сказаний.
Интересно, что в древнейших текстах чаще всего упоминаются такие реки, как Ганга, впадающая в неё Ямуна, и Сарасвати, которая впадает в Ямуну недалеко от её устья. А вот Инд упоминается намного реже. Само по себе это довольно странно, ведь арии, завоевывая Индостан с северо-запада, как раз на берегах Инда и поселились в первую очередь. А до Джамны и Ганга, под которыми обычно понимают Ямуну и Гангу, добрались значительно позже. Что же касается Сарасвати, то реки с таким названием в Индии просто нет.
Если же перенестись на Русскую равнину, то многие из этих противоречий можно устранить. Так, Ганга индийских Вед соответствует Ранхе иранской Авесты. А Ранха — это река Ра, известная по многим древнегреческим и восточным текстам, то есть — Волга. В скобках заметим, что и само слово «Волга» имеет вполне прозрачную арийскую этимологию: «Валга» на санскрите значит «прекрасная», именно так называется одна небольшая река на Вологодчине.
В Ригведе указывается, что Ямуна — единственный крупный приток, впадающий в Гангу с юго-запада. Если посмотреть на карту, то видно, что наилучший «претендент» на эту роль — Ока, которая и течет с юго-запада, и является крупнейшим правым притоком Волги. При этом упоминается и второе название Ямуны — Кала. И, что интересно, в нижнем течении Оки и сегодня называют место её впадения в Волгу «устьем Калы». Кроме того, в системе реки много притоков с названиями Ямна, Яма, Има и т.д.
Что касается Сарасвати, то в источниках указано, что она течет южнее Ганги и впадает в Ямуну неподалеку от её устья. На эту роль подходит только Клязьма. И вот здесь стоит привести одно из тех самых удивительных совпадений топонимики древнеиндийских текстов с современными русскими реалиями. В «Махабхарате» упоминается река Фальгуна, являющаяся притоком Сарасвати. Вообще, давно известно, что в русском языке буква «Ф» является довольно редкой. Санскрит тоже не очень жалует этот звук, в «Махабхарате» только Фальгуна и имеет название, начинающееся на «Ф». И, оказывается, среди притоков Клязьмы есть и речка с довольно странным для русского слуха названием «Фалюгин».
Подобных совпадений довольно много. Так, один из притоков Ямуны, Правени (буквально — Пра-река), протекал вблизи озера Годавари (где «вара» — круг). А сегодня рядом с притоком Оки Пра находится озеро круглой формы «Годь». На Русском Севере имеется немало водоемов с названиями Ганга, Гангрека, Гангозеро, Карна (герой индийского эпоса, «ушастый, ветвистый» на санскрите), Лакшма (богиня), Кула («пруд»), Падма («кувшинка, лотос»), Пурна, Пурно, Пурное («полный», Пурна — река в Индии), Индига, Индога, Синдош, Синдошка (Инд, Синд).
Неподалеку от Онежского озера есть даже небольшая река с названием «Шива Ручей», рядом с которым находятся Ганеш и Падма. Шива — один из главнейших индийских богов, Падма — одно из имен-эпитетов его жены, а Ганеш — их сын. В тех же краях расположены озеро и гора с названиями «Гандамадана». В «Махабхарате» упоминается, что гора Гандхамадана — одно из любимейших мест Шивы. Здесь много лесов, рек, озер, водятся водоплавающие птицы — утки, кряквы, нырки, чайки и дивный зверь «Шарабха», известный своим трубным гласом. Под последним обычно понимают лося. В общем, весь текст — самое настоящее описание Карелии!
Знаменитая битва с участием богов из «Махабхараты» произошла на Курукшетре. «Кшетра» — это поле, то есть получается «поле Куру» (сравните с Курским полем). Расположено это поле между Индом и Гангом. С Гангом-Ранхой-Ра-Волгой мы уже определились, теперь рассмотрим и возможный прототип Инда.
В древних текстах Инд часто называется «Синд» или «Синдху». Исток Синдху по «Махабхарате» расположен неподалеку от начала Ямуны. Само слово «Синдху» обозначает то же, что и иранское «Дон/Дан» — река, вода. Таким образом, крупная река, текущая примерно параллельно Волге, исток которой находится рядом с началом Оки — это, несомненно, Дон.
Упомянутый выше академик Трубачев открыл древнюю «Индоарику» в Северном Причерноморье. Одним из арийских народов были синды, жившие на Тамани, берегах Кубани и Дона. Трубачев приводит устойчивой словосочетание, использовавшееся в древнерусских летописях и фольклоре — Синий Дон. При этом «Синий Дон» является своеобразной звуковой контаминацией арийского названия «Синдху» и славяно-иранского «Дон».
В общем, по всему выходит, что место битвы богов из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» следует искать где-то на Русской Равнине, вероятнее всего — в междуречье Волги и Дона. Здесь протекают реки Пара и Матыра, имеющие соответствия среди топонимов «Махабхараты». Примерно здесь же находится и Курское поле. И, хотя сам город Курск лежит на запад от Дона, в пользу такой версии говорит и расположенная здесь же знаменитая Курская магнитная аномалия. Учитывая, какое грозное оружие богов применяли в битве и пандавы, и кауравы, совсем неудивительно возникновение в месте грандиозного сражения самых разных аномалий и отклонений.
Кстати, на Руси вообще немало топонимов с корнями «кур» или «каур». Так что легендарной Курукшетре совсем не обязательно находиться непременно рядом с нынешним Курском. На безбрежных просторах Восточно-Европейской равнины предостаточно и других подходящих для Битвы Богов мест.