— отчетливо висело в воздухе, сгустившемся вокруг Корпорации Развития на сегодняшнем странном совместном заседании двух комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.
Не поверите, я искренне ожидала такого единственно возможного с точки зрения здравого смысла завершения заседания.
Однако, депутаты и представители департаментов Правительства, подвергнув кто жесткой критике, а кто и откровенному осмеянию всю проделанную корпораторами работу, решили все это безобразие «принять к сведению». Были сказаны положенные слова о высоких целях, все разошлись довольные друг другом, в чем была цель заседания — совершенно непонятно.
Теперь детали.
Евгений Доможиров использовал положенный ему вопрос для лоббирования образования в регионе. Как ни странно, стратегия развития региона, не включает никаких планов на образование. «Развитие человеческого капитала» — только декларация в преамбуле к стратегии. Образование не числится в приоритетах при том, что «стагнация в сфере развития человеческого капитала» — один из трех главных тормозов развития экономики, который каким-то образом предполагается преодолеть к 2020 году.
Неудивительно, ведь стратегия заказана по дешевке. Андрей Кожевников с гордостью рассказал, что подобные разработки стоят на рынке
Наибольшее возмущение вызвали два смежных проекта: мегаферма и мегамолкомбинат. На вопрос, что станет с мелкими фермерами, директор корпорации сообщил, что они приглашали для консультаций бабаевского фермера, и он тоже выразил обеспокоенность. Но все преодолимо, есть программа поддержки фермеров и они смогут обеспечивать молоком своих соседей. Безработных, очевидно, и бесплатно.
«Вы вообще знакомы с региональной программой развития сельского хозяйства?» — был вопрос департамента, и ответ Кожевникова, отрицательный.
Руководитель другого департамента спросил, почему он впервые слышит о профильных проектах. «Все проекты завизированы, возможно, вас не было на месте и подписал другой сотрудник».
Справедливости ради надо сказать, что есть проекты, над которыми действительно велась кропотливая работа, в основном в социальной сфере. Только эти инвестиционные планы внезапно наталкиваются на саботаж властей. Например, лагерь «Дружба», для восстановления которого уже найдены инвесторы, решил из региональной собственности заполучить в городскую (!!!) Шулепов.
Денис Долженко спросил, почему абстрактный проект «открытие малокомплектных детских садов» отказался от сотрудничества с реальным инвестором, который не первый год обивает пороги, пытаясь открыть такой сад. Инвестор безуспешно стучался и в Корпорацию Развития. Ответ — издержки роста. Очевидно, проекты, требующие реальных столкновений с бюрократической действительностью, не интересуют Корпорацию.
Не удивительно, что с этими молодыми людьми пока не согласился сотрудничать на постоянной основе ни один банк, даже карманный «Северный Кредит».
Совершенно усыпляющим голосом Андрей Кожевников перечислял конкретные проекты, обладающие мультипликативным эффектом для экономики, создающие новые рабочие места и формирующие налоговые поступления. Это и вылов топляка, и реконструкция котельных с переводом на местные виды топлива, и торфоразработки. 99 проектов, ни один из которых не инициировала Корпорация. Ее роль совершенно абстрактна и не поддается оценке: содействие, сопровождение, поиск.
С натяжкой считать соответствующими заявленным параметрам можно только два проекта по словам депутата Евгения Короткова. Он же пристыдил молодых сотрудников Корпорации, напомнив о забытых ими четырех основополагающих принципах успешного сопровождения инвестиций: банк, земля, инфраструктура, льготы.
Как известно, Корпорации Развития планируется выделить из дырявого бюджета Вологодской области еще 950 млн рублей.
В финале молодая надежда экономики региона ответил Евгению Доможирову на вопрос о человеческом капитале, указав ему на экспансию МакДональдса в Вологду. «Это даст новые рабочие места для молодежи».
В моей стенограмме это выглядит так: