(заголовок предложен Михаилом Скляром)
О туризме и вологодских брендах
Или упущенные возможности развития туризма в Вологде
Два грузина отправились в город на базар продавать вино. У каждого – бурдюк вина, дорога неблизкая, и говорит один другому – Вот тебе 5 копеек, дай-ка твоего вина попробовать.
Попробовал…
Другой говорит – Вот тебе 5 копеек, и я твоего вина попробую.
Так всю дорогу до базара этот пятак и ходил туда-сюда, вроде и торговля шла, и бурдюки пустые, а прибыли и нет…
Эта грузинская притча напоминает мне ситуацию с развитием туризма в России. Сейчас все кинулись развивать туризм, и что? Ну, будем мы ездить друг к другу в гости, и в результате…
Да-да, тот самый пятак будет ходить из рук в руки! А прибыль где? Сколько житель Ярославской области привезет в Вологду денег, столько вологжанин увезёт обратно, посетив Ростов Великий или родину Бабы Яги…
И ещё вопрос – а зачем ярославец поедет в Вологду? Чтобы посмотреть на лежащий под стеклом зуб мамонта? Точно такой же, что лежит в пыльной витрине его родного города?
Что мы имеем в реальности?
То, чем Вологда отличается от других городов Руси, надёжно спрятано за пеленой неизвестности. Взять хоть удивительную вологодскую легенду о Белоризцах, воинах в белых одеждах, спасших средневековую Вологду. Далеко не все вологжане могут найти часовню Белоризцев, что уж говорить о приезжих?
Да только на этой легенде можно было сделать туристический бренд на зависть окрестным городам!
И как бездарно мы используем бренды, которые достались нам в наследство от предков.
В Вологде нужен музей вологодского масла!
Казалось бы, есть музей в Семёнково, чего ещё надо?
А надо, чтобы музей был в Вологде. Почему?
А вот представьте - у пешего туриста или прибывшего в командировку есть три-четыре часа свободного времени до отхода поезда, и он хотел бы узнать, наконец, что же это такое – таинственное Вологодское масло.
И что – он поедет в Семёнково? Сядет в автобус № 37 и через два переезда потащится за город? Лично я – не советую, точно так же, как опытные туристы:
!Туда добирались на общественном транспорте с автовокзала. Этот вид транспорта советую избегать, т.к.: 1) долго ждать; 2) при посадке приличная давка, едут куча бабок с тележками и рюкзаками. Картина, надеюсь, понятна."
Так где же должен быть этот музей? В Вологде, в самом центре, я даже здание для него присмотрел. Это историческое здание Вологодского Общества Сельского Хозяйства, на проспекте Победы, где размещался Коммерческий отдел Общества.
И музей этот можно создать в течение нескольких дней!
Потому, что в Вологде есть ещё один слабо используемый бренд – Михаил Суров.
Да, он погиб, но остались (пока!) собранные им коллекции. Обратиться к наследникам, и в запасниках Суровского музея за два часа можно набрать экспонаты для музея масла в Вологде.
Пока что его запасники втихую использует музей бабы Яги в Кукобое.
Как это происходит - Увидев ступу бабы Яги, дети богатеньких туристов говорят – Хочу такую ступу!
Им отвечают - Как можно! Музейный экспонат!
Но тысяч за сто - двести всё таки продают, а сами едут к Михаилу Сурову, и за пару тысяч покупают следующую ступу…
Фактически – сегодня в Вологде нет музея вологодского масла и нет магазина «Вологодское масло».
И как это объяснить приезжим?
И очень скоро и самого масла может не быть.
Власть, вроде бы, проявляет заботу о населении – пристально следит, чтобы молочные продукты не дорожали. И в результате молоко – дешевле солярки, дешевле химической Кока-Колы.
И год от году сокращается поголовье коров на Вологодчине…
Сувенир – значит память
«СУВЕНИР (франц . souvenir, букв. - воспоминание, память), художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо.
Ну, и что Турист увезёт из Вологды на память о нашем древнем городе?
Изделие малайского резчика, или непонятного назначения и значения побрякушку производства всепроникающего Китая?
Кто должен ограничивать доступ в Вологду китайского ширпотреба? Кто должен поддержать в Вологде сувенирное производство, которое ещё совсем недавно называлось кустарным?
Ответ на этот вопрос был дан в 1886 году, когда стараниями губернатора Кормилицина получили развитие кустарные промыслы. Лавка, в которой продавались те товары, которые мы сегодня назвали бы сувенирами, находилась рядом с нынешним рестораном «Север».
Однажды проверка сунулась проверять, но цитирую: «…по рассеянности депутация направилась было к нему, но ошибка сразу же была уничтожена угрожающим шепотом одного из депутатов – «Что вы, куда вы лезете, какие тут документы, не видите разве, губернатор торгует».
Разумеется, «крышевал» кустарей губернатор Кормилицин совершенно безвозмездно, только по служебному долгу.
А в 1916 году была проведена уникальная пиар-акция – в центре Вологды прогуливались барышни «из хороших семей», наряжённые в национальные русские костюмы и лапти.
Результат – лапти, стоившие до того 20-30 копеек, стали нарасхват покупаться по полтора рубля, и промысел этот уже мог оказать существенную поддержку крестьянским семьям.
Сегодняшняя цена на лапти (200-400 рублей) никак не может прокормить энтузиастов. Лично я умею плести лапти, но за такие деньги…
«В последние годы все Вологодские кружевницы живут в крайней нужде и безвыходной бедности; они, не имея непосредственного сбыта своих произведений, находятся в постоянной зависимости от скупщиц, которые богатеют на счет бедных кружевниц» (Арсеньев «Вологодская губерния. Очерк кустарных промыслов» 1882 г.).
И сегодня, в начале XXI века, кружевницы живут в бедности, как и в конце века XIX.
Путь к сердцу туриста…
Да, я не открою ничего нового – через желудок. Встаёт вопрос - Где вы будете их кормить?
- цитирую Стратегию Развития Туризма в Вологде:
«В настоящее время на территории города размещено более 300 предприятий общественного питания (в том числе 165 – в учреждениях, организациях). ( СРТ)
Да… Это каким же буйным воображением нужно обладать, чтобы пересчитать все забегаловки, заводские и студенческие столовые и буфеты, отгороженные непроходимыми барьерами проходных, и считать, что это привлечёт туристов!
И - где местная кухня?
Вывод – для привлечения туристов в Вологде нужно открыть несколько трактиров и чайных с русской национальной кухней, с подчёркнуто вологодским колоритом и с демократическими ценами; возможно, они должны быть муниципальными, или частными, но с низкой арендной платой или вовсе без неё, и не приносить прямого дохода городу.
Представьте -
Действующая русская печь, которую видно из зала, стены, увешанные предметами крестьянского обихода, настоящая русская кухня, запоминающиеся низкие цены.
Цель - вернувшийся из Вологды турист должен с восторгом рассказывать, как он за смешные деньги наелся от пуза.
Такие отзывы уже есть, но их мало, и рассказывается в них (с восторгом!) об уже не существующей «блинной» на Батюшкова.
Казалось бы – какая выгода создавать малодоходные предприятия общепита?
Туриста главное заманить, а там уж денежки он выложит, и они неизбежно придут в бюджет города и области. И в том же трактире при демократичных ценах на стандартные блюда могут быть высокие цены на уникальные блюда: Юрма, (суп из рыбы и птицы), калья, щи богатые или полные, поросёнок с кашей, сбитень.
И тут же можно продавать концентрат сбитня. Турист привозит бутылку домой или в офис, наливает в чашки, разводит кипятком – к восторгу у гостей и сослуживцев! А на бутылке – надпись «Вологда»…
«Вологда – гостеприимный город».
Ну, вот представить на минутку, что в Вологду хлынули, наконец, вожделенные толпы туристов, и что?
Где вы их поселите?
Старинная гостиница «Золотой якорь» занята частными и государственными конторами, точно так же как другие гостиницы в исторической части города - Пассаж, Эрмитаж, Берлин.
Хлопают на ветру створки окон закрытого госпиталя (А ранее – епархиального училища). В конце проспекта Чернышевского зияют выбитые окна Красных казарм. А ведь это почти готовые здания дешёвых, но добротных гостиниц.
И хочется спросить вологодские власти - А зачем вам туристы?
Что вы собираетесь им показывать?
Разрушенные, обгорелые дома? Кварталы безвкусного новостроя?
Руинированные стены Скулябинской богадельни?
А где памятник Виктору Астафьеву, создавшему в Вологде свои лучшие произведения? А поставить под окнами дома, где живет Василий Белов, памятник «Плотницким рассказам»?
А Ермаку? Еще 29 сентября 1830 года вологодский губернатор Брусилов предложил собрать средства на этот памятник. А памятник вологжанину, первому русскому послу в Англии Осипу Непее? А первому председателю КГБ СССР Серову? Мемориальные доски на домах, в которых жили великие князья в Вологодской ссылке в 1918 году? А знаки, обозначающие границы посадов, стрелецкой слободы? Назвать безымянную площадь перед универмагом – Стрелецкой? А назвать парк ВРЗ именем Шаламова? А построить в этом парке масштабный макет кремля Ивана Грозного?
В Вологде Иваном Грозным был построен первый российский флот.
Как об этом узнает заезжий турист, если нет соответствующего знака на Соборной горке?
А хоть одну, малейшую зарубку о пребывании в Вологде Сиднея Рейли, знаменитого шпиона и авантюриста, послужившего прообразом таких литературных героев, как Овод, Остап Бендер и Джеймсу Бонд?
А показать в пригороде Вологды поле, на котором собирал картошку Владимир Войнович? Деревню Назарово – прообраз деревни Красное из «Чонкина»?
А Борис Савинков? И сотни других, не названых, способных составить славу любому городу мира?
Снесены три из шести домов, в которых Сталин жил в Вологде. Из сохранившихся домов на Гоголя и на Первомайской сделать мини-гостиницы…
Пересыльную тюрьму превратили в закуток налогового небоскреба. А можно было сделать гостиницу, и стричь бабки с желающих переночевать в камере Иосифа Сталина…
БРЕНД СИВОЙ КОБЫЛЫ
[Блогово]